Войти в почту

Колумба — на свалку истории? Зачем Латинская Америка избавляется от наследия колонизации

На этой неделе на карте венесуэльской столицы появился новый топоним. Широкому, растянувшемуся на 28 км городскому шоссе, которое ранее носило имя одного из колонизаторов Южной Америки Франсиско Фахардо, было присвоено название Великий вождь Гуайкайпуро в честь индейского борца с испанскими завоевателями. Решение о переименовании одной из главных магистралей Каракаса принял лично президент страны Николас Мадуро, объявивший о начале процесса "деколонизации" общественных пространств. "Как если бы назвали в честь Гитлера" Сообщая о намерении избавиться от всех топонимов, которые увековечили память о колонизаторах Нового Света, Мадуро не скупился на громкие сравнения. "Это позор, это оскорбление для наших народов. Это то же самое, как если бы в какой-нибудь стране Европы шоссе назвали бы в честь Гитлера. Именно так, я не преувеличиваю", — заявил глава Боливарианской Республики во время своего выступления по государственному телевидению. Инициатива венесуэльского лидера о деколонизации общественных пространств была приурочена к очередной годовщине открытия Америки. Официальной датой этого события считается 12 октября 1492 года, когда мореплаватель Христофор Колумб во главе испанской экспедиции в поиске кратчайшего морского пути в Индию достиг острова Сан-Сальвадор. В Испании это событие с 1958 года отмечается как национальный праздник. Сам факт проведения торжеств на территории королевства в честь упомянутой даты Мадуро также подверг резкой критике. "Мы не можем понять, как король Испании может праздновать резню, геноцид . Король Филипп VI, я обращаюсь к вам с призывом исправить историческую ошибку и попросить прощения у мужчин и женщин коренных народов, которые истреблялись испанской империей", — заявил президент Венесуэлы. Не в первый раз действующий венесуэльский лидер призывает руководство бывшей метрополии признать вину за массовые убийства коренного населения Америки. 12 октября 2017 года Мадуро также потребовал от Мадрида извинений, а заодно и выплаты соответствующих репараций. "Что должен сделать король Испании, так это попросить прощения и выплатить историческую компенсацию индейским народам, которых Бурбоны (испанская королевская династия с 1700 г. — прим. ТАСС) уничтожали по всей территории нашей Америки", — сказал тогда глава государства. Правда, дальше этого публичного заявления дело не пошло. По крайней мере, об упоминании темы компенсаций во время каких-либо двусторонних переговоров между Венесуэлой и Испанией ничего не сообщалось. Официальные обращения с требованием извинений из Каракаса в Мадрид, по всей видимости, также не направлялись. Мексика требует извинений Зато другой латиноамериканский лидер, единомышленник Мадуро по левым политическим взглядам, подхватил инициативу и вывел ее на новый уровень. В марте 2019 года президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор объявил, что ждет извинений не только от испанской короны, но и от Римско-католической церкви. "Я направил письмо королю Испании и еще одно Папе [Римскому Франциску] для того, чтобы был составлен отчет о притеснениях и принесены извинения за нарушения того, что сейчас называется правами человека", — сообщил глава мексиканского государства. "Были убийства, принуждение... Так называемая конкиста (процесс завоевания испанцами Америки — прим. ТАСС) осуществлялась мечом и крестом", — пояснил политик. Ответ Мадрида не заставил себя долго ждать. В сообщении, которое распространил МИД Испании, говорилось, что правительство пиренейского государства "со всей твердостью отвергает" обращение Мексики. "Прибытие 500 лет назад испанцев на нынешние мексиканские земли не может быть оценено в свете современных соображений", — заявили в Мадриде. Со стороны испанских политиков и общественных деятелей, которые не имеют отношения к исполнительной власти, прозвучали еще более резкие оценки. "Пусть извиняется сам, ведь у него испанская фамилия и он там (в Мексике — прим. ТАСС) живет. Если этот человек на самом деле верит в то, что говорит, он глупец. Если не верит, у него нет совести", — заявил, например, известный писатель Артуро Перес-Реверте. Надо сказать, что и в самой Мексике президентская инициатива вызвала противоречивую реакцию. В частности, экс-глава государства Висенте Фокс посчитал, что Лопес Обрадор "выставил себя на посмешище перед всем миром". В свою очередь мэр Мехико Клаудия Шейнбаум поддержала главу государства, напомнив, что Япония в свое время приносила извинения за оккупацию Южной Кореи, а Нидерланды — за массовые убийства в своей бывшей колонии Индонезии. Впрочем, никакие негативные отклики не заставили Лопеса Обрадора отказаться от своей идеи "достижения исторического примирения" с помощью покаяния представителей бывшей метрополии. В ноябре 2019 года он снова публично заявил, что просит короля Испании и папу римского принести извинения за "злоупотребления, допущенные во время конкисты и колониального владычества". А буквально на прошлой неделе первая леди Мексики Беатрис Гутьеррес Мюллер во время личной встречи с понтификом передала ему новое письмо, составленное главой государства. В нем Лопес Обрадор вновь отмечал, что Римско-католическая церковь и испанская монархия должны попросить прощения у коренных народов Америки. Справедливости ради стоит отметить, что политик признал эту обязанность и за мексиканским государством. Как пояснил Лопес Обрадор, после обретения латиноамериканской страной независимости преследования индейцев не прекратились. А что там в США, или Продолжение войны с памятниками Новый виток борьбы с колониальным прошлым, который захватил умы левых латиноамериканских лидеров, отличается от предыдущих тем, что на сей раз он удивительным образом совпал с общественными настроениями, набирающими силу в США. И это при том, что в своей риторике эти политики стараются если не противопоставлять свои страны "северному соседу", то, по крайней мере, подчеркивать их суверенитет и самобытность. В конце мая в Штатах началась волна сносов памятников политическим деятелям, так или иначе связанным с рабством и колониализмом. Это произошло на фоне массовых протестов и беспорядков в связи со смертью в Миннеаполисе афроамериканца Джорджа Флойда, против которого полицейские применили жесткий удушающий прием. Во многих случаях протестующие сносили или уродовали памятники конфедератам, выступавшим за сохранение рабства в южных штатах страны. Кроме того, было демонтировано несколько монументов в честь мореплавателя Христофора Колумба, которого считают ответственным за начало колониальной экспансии в Америке и последовавший за этим геноцид индейцев. Пострадал и памятник испанскому писателю Мигелю де Сервантесу, которого в пылу негодования манифестанты, по всей видимости, приняли за конкистадора. Установленную в Сан-Франциско скульптуру облили краской и "украсили" оскорбительной надписью. Неудивительно, что на этом фоне попытки ряда латиноамериканских политиков отстоять "свою" историческую правду получили новую жизнь. Некоторые комментаторы даже сочли происходящее подражанием американской повестке, но, как мы видим, хронологически эта гипотеза не подтверждается. Зато тренд на пересмотр роли отдельных личностей в истории окончательно оформился и стал распространяться по всему региону. Так, в середине сентября представители индейской народности мисак снесли памятник испанскому конкистадору Себастьяну де Белалькасару, установленный в департаменте Каука на западе Колумбии. Да, мэр города, где произошел этот инцидент, и осудил вандалов, и пообещал восстановить монумент. Но показательно, что полицейские, наблюдавшие за сносом конной статуи с постамента, в происходящее предпочли не вмешиваться. Удивительные вещи происходили в последние дни и вокруг памятников Колумбу в Мехико. В преддверии даты 12 октября, которая в Мексике отмечается как День расы, власти убрали одну из таких статуй, установленную на центральном проспекте Реформа, с постамента, объяснив это необходимостью проведения плановой реставрации. Тогда несколько десятков местных жителей объявили о намерении провести акцию протеста против колониализма около другого памятника мореплавателю, менее известного и расположенного не в столь людном месте. В соцсетях стали распространяться призывы снести монумент, поэтому к месту митинга были стянуты силы правопорядка. Каких-либо ЧП удалось избежать, зато судьба первого памятника Колумбу оказалась под вопросом. Городские власти туманно намекают на необходимость провести общественную дискуссию на предмет того, стоит ли возвращать его на место. Идеология vs экономика Конечно, велик соблазн связать требования о деколонизации, звучащие в латиноамериканских странах, с событиями в США или с глобальным запросом на справедливость и гуманность мировой политики, о котором в последнее время говорят многие эксперты. Но вряд ли инициативы Мадуро и Лопеса Обрадора стоит рассматривать вне контекста социально-экономической ситуации, сложившейся в Венесуэле и в Мексике. Согласно последнему прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), по итогам 2020 года ВВП в этих странах снизится соответственно на 25% и на 9%. Понятно, что из-за пандемии коронавируса падение национальных экономик во всем мире стремится к рекордным значениям. Однако указанные выше показатели являются одними из худших в латиноамериканском регионе. Вернее, в случае Венесуэлы снижение ВВП — по крайней мере, в соответствии с прогнозом — станет самым серьезным среди стран Западного полушария. О причинах такого положения вещей лучше рассуждать в отдельном материале: здесь и санкции со стороны США, и многочисленные ошибки экономического блока венесуэльского правительства, и политическая неопределенность, которая усугубилась, когда лидер оппозиции Хуан Гуайдо провозгласил себя президентом страны, а часть западных стран его признала. Как бы то ни было, Венесуэла в последние годы переживает серьезный социально-экономический кризис, сопровождающийся гиперинфляцией, девальвацией национальной валюты и дефицитом товаров первой необходимости. Согласно данным ООН, страну покинули около 4,5 млн человек. По подсчетам комитета по финансам Национальной ассамблеи (однопалатного парламента), которую контролирует оппозиция, рост цен в Венесуэле за девять месяцев 2020 года превысил 1400%. В республике в последние недели наблюдались перебои с бензином, из-за которых на автозаправках время от времени возникали стычки и беспорядки. Что касается Мексики, то экономика этого латиноамериканского государства не росла с конца 2018 года, а в первом квартале этого года сократилась на 1,6% в реальном выражении по сравнению с тем же периодом 2019 года. С начала пандемии страна потеряла более 1,14 млн рабочих мест в формальном секторе экономики из более чем 20 млн существовавших к началу года. Не слишком хорошо дела обстоят и в сфере безопасности: за первую половину текущего года жертвами насилия в Мексике стали не менее 14,6 тыс. человек. Причем, по официальным данным, в стране отмечен рост умышленных убийств и случаев вымогательства. В такой ситуации раскручивание темы борьбы с колониальным прошлым, которая — нельзя не признать — находит отклик в сердцах значительной части населения, выглядит удачным популистским ходом. Он может не только отвлечь, но и с определенной натяжкой указать на "внешнюю" причину неудач. Все-таки испанские конкистадоры не только истребляли индейцев, но и вывозили в Старый Свет их богатства. И, чем черт не шутит, если положение станет совсем отчаянным, разве, требуя извинений, нельзя вернуться к вопросу "компенсаций"? Со слезами на глазах, но не праздник В последние дни латиноамериканские пользователи соцсетей активно распространяли пост, который был опубликован в Twitter одним из жителей Колумбии еще в 2015 году, а сейчас получил новую жизнь в связи с инициативами Мадуро и Лопеса Обрадора. "На японцев сбросили две атомные бомбы. Атомные. Две. И они [страна] первого мира. Латиноамериканцы? Все еще льют слезы из-за Колумба", — гласила запись. Надо сказать, что это высказывание очень точно выражает чувства тех жителей региона, кому не нравится постоянно выступать в образе жертвы. В то же время в Латинской Америке сложно встретить человека, который искренне считает день открытия континента именно что праздником. И не важно, идет ли речь о сторонниках левых или правых взглядов. Для жителей региона любого социального слоя и расовой принадлежности 12 октября является, скорее, памятной датой, великим событием, переломным моментом истории. Все-таки они ощущают себя не столько потомками конкистадоров, радовавших испанскую корону новыми землями, сколько уроженцами Нового Света, в котором колонизаторы действительно пролили много крови. Отсюда у этой даты в регионе хоть и разные, но созвучные по смыслу названия: День уважения к культурному разнообразию (Аргентина), День индейского сопротивления (Венесуэла), День расы (Колумбия), День межкультурности и многонациональности (Эквадор), День встречи двух миров (Чили), День деколонизации (Боливия), День идентичности и культурного разнообразия (Доминиканская Республика). У историков свой взгляд на значение этой даты для государств и народов Америки. "Это должен быть день для размышлений о взаимном влиянии культур, о сосуществовании различных культур и рас, но с пониманием того, что это сосуществование также является и конфликтным", — заявил в интервью испаноязычной версии "Дойче велле" сотрудник Национального исторического музея Чили Мануэль Корреа. "Здесь мы не празднуем этот день, а в Испании празднуют", — напомнил в минувший понедельник президент Мексики, в очередной раз противопоставив отношение к определенным историческим событиям в бывших колониях и бывшей метрополии. Но есть один факт, который делает связанные с "деколонизацией" инициативы еще более неоднозначными. Тот самый Франсиско Фахардо, чье имя теперь стерто с карты Каракаса, был сыном испанского конкистадора и индейской женщины. Можно ли отказать ему в праве считаться не колонизатором, а коренным венесуэльцем? Именно на такие сложные вопросы обществу в латиноамериканских странах когда-то предстоит ответить. И не факт, что все потомки таких же метисов, как Фахардо, однозначно поддержат политкорректные переименования.

Колумба — на свалку истории? Зачем Латинская Америка избавляется от наследия колонизации
© ТАСС