Ешь, пей, спи. Курс по выживанию журналиста на «Дакаре»

«Дакар» — серьёзное испытание на прочность для сильных мужчин. Жара, холод, дождь, высокогорье, хронический недосып и переезд каждый день с места на место… «Зачем тебе «Дакар» с таким здоровьем, когда ты не переносишь ни жару, ни холод, ни «горняшку»?» — это первый вопрос, который мне обычно задают. Но раз в год можно выйти из зоны комфорта, бросить организм в сложные условия и доказать самой себе, что справишься. Это был мой четвёртый «Дакар» от старта до финиша. Опыт берет своё, и о многих трудностях было известно. По граблям в этот раз не скакала. Итак, мои 10 пунктов выживания на «Дакаре»! 1. Вода как борьба с жарой. Пожалуй, самый главный момент для выживания. Один глоток каждые 15 минут — это стало моим правилом. Как следствие, в этом году я избежала тепловых ударов, когда температура была +48 градусов. Также душ по прилёту на бивуак и ланч. Это тоже железное правило. Если сразу начинаешь работать, то можно пропустить эти два важных для выживания пункта. Если температура воздуха больше +38, душ несколько раз в день (совет врача Паскаля после моего первого теплового удара пару лет назад). 1-2 минуты под водой делают чудеса и возвращают трудоспособность, не отнимая много времени. Пошёл в туалет, заодно принял в душ. Кстати, можно намочить и одежду: пока идёшь до пресс-центра, она высыхает. Хорошо ещё периодически поливать голову водой и надевать мокрую кепку. Обязательно пользоваться кремом от загара — каждый день, даже когда холодно и облачно. Сгораешь за полчаса до ожогов, особенно в высокогорье. Если песчаная буря, надо предусмотреть очки, бандану на лицо и средства для защиты компьютера и камеры от песка. 2. Питание. Терпеть не могу макароны и пасту, которые организаторы обычно предлагают на обед. Однако Ирина Зеленкова, врач команды «КАМАЗ-мастер», ведущий специалист Инновационного центра ОКР, дала мне перед поездкой на «Дакар» совет: ежедневно есть пасту, так как это быстрые углеводы. Обычно-то я ем овощи и мясо, а в жару вообще перестаю есть — как следствие, здравствуй, обессиливание, когда буквально не можешь двигаться. В этом году я ежедневно поглощала свои нелюбимые спагетти, и тот кошмар, что был в 2016-м, когда я почти целый день пролежала трупиком в жарком Белене, не повторился. Кстати, тогда врач Гурам тоже сказал: «Проблема в том, что ты на жаре перестала есть, а так нельзя, ешь через силу». Любопытно, что «кока-кола», которую я не пью в обычной жизни, тоже включена в ежедневный рацион: на гонках она работает как «дезинфекция желудка», компенсирует недостаток сахара, тонизирует организм кофеином. 3. Сон. Первые три-четыре дня можно отработать на адреналине, но потом организм берёт своё — накатывает усталость. Спать получается по 3-4 часа (если ты за рулем, надо больше, то есть в принудительном порядке отправляешься спать, даже когда не сделана работа, ведь от твоего сна зависит жизнь — твоя и окружающих!). Последние два года я сделала для себя вывод, что лучше потратить деньги и забронировать себе хотя бы несколько дешёвых отелей с wi-fi на пути следования «Дакара». Это решало сразу две проблемы. Самая большая — отсутствие хорошего Интернета на бивуаке. Видео можно было передавать, только уезжая с бивуака. Иногда на передачу видеофайла в пять минут требовалось несколько часов. Также я попросила всегда ставить меня на последний рейс самолета, чтобы не возникало необходимости вылетать в 4-5 утра, а была возможность проснуться в 6 или 6:30 и ещё успеть поработать в Интернете. И, главное, организм успевает восстановиться за 3-4 часа сна в постели намного лучше, чем за 6 часов в палатке (при стоимости отелей в 30 евро — оно того стоит). В своей правоте убедилась, когда многие сказали, что не смогли заснуть на первом бивуаке: ночью было +38 и ужасная влажность, а у меня работал в номере кондиционер. Или, например, в Боливии температура ночью опускалась почти до нуля, а у меня в номере — газовая горелка и два одеяла. Затопленный бивуак в Оруро — отдельная тема. Пару ночей я провела в автобусах, они комфортабельные, там высыпаешься (но на первом этаже работает мощный кондиционер, так что тёплые вещи нельзя сдавать в багаж). Ещё был двухчасовой сон на сдвинутых двух лавочках в пресс-центре. Всё же не обошлось и без палатки со спальником и надувным матрасом. 4. Борьба с горной болезнью. Это удивительное состояние. Некоторые люди вполне комфортно чувствуют себя на высоте 3500, а некоторые испытывают дикие головные боли, сильное физическое недомогание, тошноту. И ходят по лагерю «зелёные человечки», которых прихватила «горняшка». Я подвержена горной болезни, но каждый раз она протекает по-разному, иногда легче, иногда тяжелее. Существуют таблетки, можно подышать у врачей кислородом. Мне, обычно, это не очень помогает. Для меня более-менее действенное средство от «горняшки» — сон. Пью постоянно чай, заваренный из листьев коки (листья — не наркотик, это тонизирующее средство, которое используют местные жители уже не одно тысячелетие, чтобы выжить в условиях высокогорья). В этом году мне чудесным образом помог холодный душ (на «Дакаре» горячей воды в душе почти не бывает). Наверное, для организма это был серьёзный стресс, но зато сосуды пришли в норму, а головная боль отступила. Возможно, чуть легче было в этом году и потому, что привезли нас в Боливию на автобусах, а не доставили, как обычно, на самолётах. Поэтому набор высоты шёл постепенно. Давление у меня в Боливии было 80 на 52, но так как на высокогорье возникают проблемы с сердцем, работающим в ускоренном режиме, пить кофе побоялась. Просто перешла на режим сохранения энергии: медленные движения, отсутствие суеты. 5. Готовность к дождю. Одно дело, когда это тёплый аргентинский дождь, другое — холодный боливийский, а температура +7 градусов. В такой ситуации надо вовремя сориентироваться: спрятать вещи в надёжное место, чтобы не промокли, и защитить себя. Идеальны непромокаемый плащ и резиновые сапоги. Если этого нет, надо использовать подручные средства. Особую ценность имеют плотные мусорные пакеты, которые завязываются скотчем. В этом году я промочила и кеды, и кроссовки. Пришлось поверх сухих носков надевать шапочки для душа, чтобы не мёрзли ноги. Палатку обязательно надо ставить под навес, но в идеале — сбегать с такого бивуака в город, что я и сделала. Но путь от пресс-центра до выезда с бивуака, когда двигаешься мокрая насквозь, по колено в воде и грязи, со страхом упасть в эту жижу — это был самый долгий и трудный маршрут в моей жизни! 6. Выбор средства передвижения. Вариантов передвижения на «Дакаре» для журналистов несколько. Это может быть обычный пресс-кар, специально подготовленный пресс-кар (с возможностью выезда на боевую трассу), передвижение в автомобилях сопровождения («ассистанс») одной из команд или самолёт. Выбор зависит от финансовых возможностей и задачи журналиста. Фотографу, снимающему на спецучастке, необходим пресс-кар, который имеет право выезжать на трассу. Пишущему журналисту желательно быть на бивуаке намного раньше. Это или пресс-кар, который не заезжает на трассу, или самолёт. Везде есть свои подводные камни. Пресс-кар может сломаться, команда может сойти, а соответственно покинет гонку и автомобиль «ассистанс». Самолёт может задержаться. Например, большинство журналистов не попало на финишный подиум, так как сломался самолёт и они весь день просидели в аэропорту, прилетев в Буэнос-Айрес только в полночь. У меня сработала, видимо, интуиция: ещё с вечера попросилась к польской команде Orlen и проехала с ними 700 км от последнего бивуака до финишного подиума. 7. Грамотная организация рабочего процесса. Ты сам должен чётко выстраивать работу: отслеживать результаты гонки, находить на бивуаке нужные команды, чтобы взять интервью. А это иногда непросто в огромнейшем лагере. Если большие команды легче увидеть по флагам, то чтобы найти коллектив поменьше, иногда приходится отшагать километры; то ли они ещё не приехали, то ли ты просто не нашёл. Дальше передача информации — я уже упоминала, что это одна из основных сложностей работы журналиста. Интернет, который предоставляют организаторы, стоит 2000 евро за гонку, причём тебе даются всего 2 гигабайта. А скорость оставляет желать лучшего. Есть варианты — покупка местных сим-карт, но на некоторых бивуаках они не работают, особенно когда днём в палаточный лагерь приезжает много народу и «забивает» Сеть. Иногда спасают взятые в аренду или приобретённые роутеры, но с ними тоже бывают проблемы, ведь они также работают от мобильной связи. 8. Решение в непредвиденных ситуациях. На «Дакаре» тебе никто ничего не должен — это железное правило. Организаторы взяли бешеные деньги за аккредитацию (3500 евро стоит автомобильная, 8000 евро — самолётная), и на этом их функции заканчиваются. Это не пресс-тур, когда с журналистами бегают и прыгают, угадывая налету их желания. На «Дакаре» всё просто. У тебя есть питание, организован переезд (если ты летаешь на самолёте), иногда делают выезды на финиш спецучастка. Всё остальное ты должен организовать себе сам. Если ты опоздал на автобус, который едет в аэропорт, никто тебя не будет искать и звонить. Автобус уедет без тебя, а ты сам должен найти выход из любой ситуации. Я опоздала на 10 минут (по сути, просто не нашла автобус на затопленном бивуаке в Оруро). Первое правило — не паниковать, а искать выход. Выручила меня команда X-Raid, до Ла-Паса я доехала на их мини-вэне. Так что всегда держите в голове резервные варианты. 9. Взаимовыручка. Наверное, самая важная часть на «Дакаре». Ты знаешь, что вокруг тебя тысяча людей, заряженных положительной энергией. Ты помогаешь им, они — тебе. Главное — не бояться обратиться к незнакомым людям с просьбой о помощи. Языковых преград не существует. А сколько новых друзей я приобрела за эти годы! И мелочей не существует, помог ли кто тебе доехать до города или отдал тёплые носки. Когда мотоциклист Саша Иванютин приехал на бивуак в Сальту, а его «техничка» ещё не добралась, ребята с «Матч ТВ» дали ему свою одежду, я поделилась мылом. Команда Konturterm Racing Team довезла меня от Буэнос-Айреса до столицы Парагвая Асунсьона. С Настей Нифонтовой мы мерили одни кеды. Денис Березовский договорился с командой Jaton Racing, и они весь «Дакар» возили мою большую сумку (правда, на пару дней я осталась без чистых вещей, когда «техничка» упала на лиазоне, но это издержки производства). Я безумно благодарна всем дакаровцам, которые мне помогали, любую помощь я ценю и верю, что или я сама потом смогу отблагодарить этого человека и прийти ему на помощь, или вселенская справедливость поможет мне в этом! 10. Хорошее настроение. Пессимистам на «Дакаре» очень сложно. С позитивным настроем намного легче переносить все превратности дакаровской судьбы. В каждой ситуации можно найти что-то положительное, получить урок на будущее, проверить себя на прочность. Как бы ни было трудно, улыбайтесь, господа! И ещё, я себе сказала, что никогда не должна жаловаться на жару, холод, дождь при Насте Нифонтовой. Ведь у неё все то же самое, но вдобавок — 500 км и больше на мотоцикле, а не «комфортные» журналистские условия. «It's DAKAR, baby», — говорим мы новичкам-журналистам, которые впервые приехали на «Дакар» и немного в шоке от происходящего вокруг. Тут лёгкой жизни не будет. Но если ты подцепишь наш «дакаровский вирус», ты скажешь эту фразу через год другому новобранцу.

Ешь, пей, спи. Курс по выживанию журналиста на «Дакаре»
© Чемпионат.com