Новый год по своему календарю
Возможно, вас удивит, но в немалом числе семей, проживающих в Набережных Челнах, Новый год встречают в…конце января. Тут нет никакого вмешательства китайского или любого другого восточного календаря, на месте и григорианский с юлианским, тут свой календарь. Объяснение очень простое: главы семьи не дома, его возвращения с нетерпением ждут родные, прежде всего, жена и дети, как вернется – сразу за праздничный стол. А отмечать есть что помимо Нового года, Рождества, Старого Нового года и Крещения… Помимо – это победа в автомарафоне "Дакар" и ралли "Африка эко рейс", за которые не грех выпить бокал шампанского и пригубить рюмку с традиционным русским напитком или национальным татарским. Именно пригубить… А главы семей имеют к этим успехам непосредственное отношение, ведь они именно те гонщики-пилоты, штурманы, механики, которые ее добывали и возвратились с призами, которые непросто удержать в руках: один весит килограммов десять, не меньше, другой еще больше – за двенадцать. Мы недостаточно внимания уделяем на сайте "Российского Стадиона" техническим видам, в частности автогонкам, больше внимание другим проблемам, которые навалились ныне нелегким грузом на отечественный спорт, однако сейчас постараемся восполнить этот пробел. Повторим еще раз эти цифры – десять и двенадцать. Они соответствуют примерной "утряске" массы тела автопилотов за те недели, что длится гонка по "долинам и по взгорьям" На сей раз это был не тот случай, когда "шла дивизия вперед, чтобы с боем взять Приморье". Взять предстояло параллельно Южноамериканский и Африканский континенты, а в бой в 26-й раз ввязалась команда "КАМАЗ-мастер". И взяли – еще как! Дюжина экстремальных этапов, из которых сложился "Дакар-2017", эти 8800 километров по Парагваю, Аргентине, Боливии победно покорилась Эдуарду Николаеву. Вторым местом его поддержал коллега по заводскому коллективу Дмитрий Сотников. А что же африканские пути-дороги, точнее, не пути, и не дороги, а непонятно что, сыпучая взвесь пустынь с барханами выше девятого вала морских волн? В категории грузовиков они не стали препятствием к золотому финишу экипажа Андрея Каргинова (Каргинов – Андрей Мокеев – Дмитрий Никитин). Еще один экипаж из Набережных Челнов – Сергей и Александр Куприяновы вместе с Анатолием Таниным чуть-чуть недотянул до призового места, но и четвертое – тоже совсем неплохо. Это третье поколение гонщиков с КАМАЗа, которые успешно штурмуют преграды любых многодневных ралли-марафонов. Где только не видели машины с эмблемой этого известного предприятия, флагмана автостроения в стране. В Париже, Кейптауне, Пекине, Монте-Карло, Лиссабоне, Барселоне, Лиме, Гранаде… Популярность экипажей из Татарии неоднократно ощутил на себе Владимир Чагин. Представляя второе поколение, пилотом он семь раз выигрывал "Дакар", а ныне испытал чувство победителя как руководитель команды "КАМАЗ-мастер". - Каждый ралли-рейд это экзамен для людей на выносливость, а техники на надежность, - говорит Чагин. - Улица полна неожиданностей. Это знает любой автомобилист. А уж какими неожиданностями полон двухнедельный "Дакар"… По всем прогнозам в Боливии, куда мы въехали после Аргентины с ее жарой под полсотни градусов, нас должна была тоже ждать засуха. Естественно, мы затоварились избытком воды, соответствующим образом наши механики готовили технику. А встретили… сплошные дожди, они шли безостановочно. Лили как из ведра? Это слабое сравнение. Лето сменилось нашей промозглой глубокой осенью с температурой ближе к началу зимы. Дороги мигом превратились в непроходимое бездорожье, болото, ямы, в которые машины проваливались. Хорошо, что механики захватили с собой резиновые сапоги. Ночью, по колено в воде, они "переналаживали" грузовики, а их не один, а пять, под эту ненастную погоду. К тому времени, после не совсем удачного старта, мы перебрались в группу лидеров, и задача стояла удержать эти позиции. Ребята справились с ней, за что им спасибо. Чагин, рассказывая, стоял в тесном окружении своих пилотов, и это плотное кольцо людей, озадаченных одной целью и сделавших все для ее реализации, показалось мне символичным, говорило о сплоченности, дружбе заводской команды, что помогло ей выстоять – и победить! - в жестком соперничестве с прекрасно подготовленными экипажами соперников – что в Латинской Америке, что в Африке. - Как я понял, для вас что песчаные бури, что горы, каменистые участки, непроходимые дебри, пустыни, такое бездорожное месиво нипочем? – спросил я, обращаясь ко всем. Вызвался ответить Андрей Каргинов: - Мы в принципе готовы к любым проявлениям стихии, сложности нас не пугают. Тут очень важно не теряться в критических ситуациях и чувство локтя, взаимопомощи. Сколько раз нам приходилось вытаскивать друг друга из того же болота, помогать друг другу при авариях. Этапы в Африке начинались раньше, чем в Америке, и, несмотря на огромное расстояние, разделявшее нас, мы чувствовали поддержку ребят. А вообще все находятся в одинаковых условиях, но кто лучше справился с трудностями, не потерял время – того и ждет победа. На отдельном этапе или во всей гонке. Если же конкретней об африканском маршруте, то мы впервые столкнулись с такой трассой. Не ехали, а вязли в песках. Когда преодолевали последние 200 километров, поднялась такая буря, намело такие дюны, что за ними абсолютно ничего не было видно. С трудом взлетали вертолеты, сопровождавшие ралли. Сложная навигация, не знали, с какой скоростью катить, тяжеловато было рассчитать оптимальный вариант движения. Что вы хотите – пустыня… Ребятам в Америке было не легче, там еще горы, высота 4000 метров, кислородное голодание, головная боль, плохо спишь, температура колеблется от двух до сорока градусов. - Известна эта поговорка: танки грязи не боятся. Получается, она и на вас распространяется в самом широком смысле этих слов? - Это так, нас грязью не испугаешь, как вспомню, к примеру, гонки в распутицу на армейском полигоне в Бронницах или в Алабине, - говорит Эдуард Николаев. - Тем не менее, перед каждым этапом мы тщательно моем свои машины, очищаем от грязи. Мойка – обязательное условие. Во-первых, облегчаем жизнь механикам, которые подвергают технику тщательному осмотру и ремонту, если требуется, а во-вторых, должны быть видны бренды, реклама, спонсоры. - Как вы думаете, за счет чего мы столь часто обыгрываем своих соперников из развитых стран, у них ведь техника на самом высоком уровне? – снова возвращаюсь к разговору с Владимиром Чагиным. - Причин несколько. Назову одну. Мы больше привыкли к бездорожью, хотя качество наших дорог с каждым годом улучшается. Что касается техники, то каждые 2-3 года с конвейера выходит новая модель, которую испытывают вот эти ребята, участники ралли, они же все инженеры, закончили институт при заводе и работают водителями-испытателями. Автогонки – это 50% - люди, а 50% - техника.Баланс этот необходимо придерживать, иначе этот спорт грозит превратиться в состязания роботов, человек будет не нужен. - Сейчас в спорте "модна" допинговая проблема. Вы, конечно, слышали о докладе Макларена, о WADA. А у вас как с этим, гонщики принимают допинг? Владимир Чагин бросил на меня удивленный взгляд, в котором легко читалась и некоторая укоризна. - Да вы что, какой допинг? Зачем он нам, чем поможет? Я не очень-то разбираюсь в этом. Сколько он действует? Ну, пару-тройку часов. А мы в пути две недели кряду. Никакой мельдоний или ЭПО, или что-там еще не выручит. Наш допинг:высочайшее мастерство пилотов. Они проявили его на каждом этапе, один из них пришелся на Новый год и застал команду в Парагвае. Разница шесть часов с Москвой, температура за сорок плюс. Как-то не вяжется с Новым годом, напоминали о нем привезенные с собой елка, Деда-мороз и Снегурочка. В 18.00 по местному времени, рассказал Эдуард Николаев, в Москве как раз куранты на Спасской башне Кремля пробили 12, послушали по радио Владимира Владимировича Путина, вдохновились его поздравлением и через полчаса с новыми силами приступили к подготовке машин к очередному этапу. Куда приятнее теперь, дома, в кругу семьи, одновременно встретить и проводить первый месяц Нового года. Что он принесет команде? В общем, что дальше? А дальше зимний чемпионат России по ралли в Карелии, этап Кубка мира, а самое - в июле старт ралли "Шелковый путь". Его маршрут пройдет по территории России, Казахстана, Китая. Труднейший трансконтинентальный марафон со всеми видами бездорожья, насыщенный разнообразием трасс, что обещает очередной виток увлекательной и напряженной борьбы. Команда "КАМАЗ-мастер" готова к ней. Михаил ШЛАЕН.