Венесуэла: Искусство завоевывает открытые пространства
Из каждых 10 жителей Венесуэлы 9 проживают в городах. Венесуэла была одной из беднейших испанских колоний, поэтому здесь нет выдающихся памятников колониальной архитектуры, но с началом нефтяного бума появилось множество творений современных архитекторов. Этот новый источник доходов стимулировал бурное строительство в городах страны. Строительные площадки не украшают город, поэтому властям приходится прикладывать немалые усилия и проявлять смекалку для того, чтобы улицы и площади городов выглядели эстетично. Восполнение пробелов архитектурного искусства и желание сделать город местом, которое способствует взаимопониманию и сосуществованию граждан, привели к тому, что искусство с одобрения властей выходит из галерей и завладевает общественными местами города. Почти любое место в городе может быть преобразовано в зону созерцания и получения эстетического удовольствия, чтобы наполнить жизнь яркими красками даже в самых неприглядных районах Каракаса. Aврора Блайд, директор культуры и искусства в мэрии города Барута (Венесуэла), осуществляет проект городского искусства «En Obras», который украшает стены, окружающие зоны строительства. Эта инициатива уже начала применяться на первом этапе проекта урбанизации Las Mercedes. «В октябре 2016 года начался проект на строительстве здания компании Oдебрехт, что на площади Альфредо Саделя. Художником, которому было поручено придать жизнь строительной стене, стал художник из Венесуэлы Эмилио Дж. Нарцисо, специалист в связывании символических элементов культуры Венесуэлы с окружающей средой. Он имеет большой опыт работы в преображении с помощью живописи публичного пространства», — говорит Аврора Блайд. Эта идея впервые была представлена на Фестивале иберо-американского искусства (FIA) и постепенно становится понятной частному бизнесу. «Мы намерены создать целую сеть подобных визуальных стен в разных районах, и с помощью подобного искусства, в рамках проекта урбанизации Las Mercedes, создать музеи под открытым небом», — продолжает Блайд. В настоящее время в рамках проекта урбанизации представлено 37 работ. Строительные площадки вносят хаос в окружающее пространство. «Мы пытаемся гуманизировать его через эти открытые музеи, украсить автомобильные дороги и тротуары, превратить торговые ряды в пространство городского искусства, потому что убеждены, что любое художественное выражение — это вклад в свободу», — утверждает директор. Она добавляет, что идея состоит в том, чтобы поощрять частные инициативы для финансирования этих работ. «У нас уже есть четыре готовые визуальные площадки, есть еще те, которые будут выполнены в ближайшие месяцы. В график исполнения работ заложена галерея фотографий на центральном проспекте». Другой большой настенный художественный проект в Баруте «Сад Люминьен» на трассе Prados del Este в целом находится в хорошем состоянии, за исключением сломанной плитки в некоторых местах — результате столкновений со стеной транспортных средств. Также плохое ночное освещение не позволяет водителям и пассажирам наслаждаться искусством в любое время суток. В Чакао в мае 2016 года площадь Дон Боско была украшена работой под названием «Лианы геометрические», 60 метров в длину, художника Альберто Хосе Санчеса. Эта работа представляет оптическое геометрическое искусство Венесуэлы. Альбе Перес, директор дома культуры в Чакао, пояснил, что идея состоит в том, чтобы улучшать общественные пространства и зоны отдыха, используя все многообразие художественных направлений, существующих в искусстве. «Несмотря на то, что это известные во всем мире Хроматические Модули представителя кинетического искусства знаменитого художника Ювеналия Равело — произведение длиной 2,500 км, расположенное вдоль проспекта Освободителя в Каракасе — во многих местах можно увидеть отсутствие краски и другие повреждения. Со временем художественные произведения в открытом пространстве неизбежно повреждаются», — сетует Перес. Директор уточнил, что этот случай является одним из тех вопиющих фактов, которые говорят нам о необходимости ресурсов для поддержания художественных произведений в надлежащем виде. «Бюджет, необходимый для восстановления картины, вырос в пять раз за последние несколько месяцев. Это различие в сумме помешало поставщику предоставить все необходимое для начала работы», — сообщает он. В сентябре 2012 года на проспекте Освободителя была открыта еще одна уникальная работа Матфея Манора — самого авторитетного из ныне живущих художников Венесуэлы (недавно ему исполнилось 90 лет), известная как «Uracoa». Эта фреска-мозаика из стекла перекрывает все лестницы аварийного здания «Петролеос де Венесуэла» и является самой длинной в мире — 3000 погонных метров. Ее площадь 12 тысяч квадратных метров по обе стороны проспекта. Специально разработанное освещение проспекта обеспечивает большую экономию электроэнергии и больше света для зоны автомобильного транспорта — 450 светодиодных светильников по 36 Вт и специальная установка, регулирующая интенсивность освещения. «Постоянное наблюдение и техническое обслуживание произведений искусства под открытым небом находятся в компетенции муниципалитетов», — говорит архитектор и эксперт в области городского планирования Давид Вилория. Население в общей массе одобряет начинания властей по украшению городского пространства. Но некоторые граждане утверждают, что именно муниципальные власти зачастую являются первыми вандалами и разрушителями этих произведений искусства. Политические партии и правительство используют их пространство для наглядной агитации, забывая о художественной ценности. В частности «в Сьюдад-Боливар были очень красивые фрески, на которых были размещены предвыборные плакаты. Одно дело, когда разрушение несет непогода и аварии, но другое — когда это делают несознательные граждане, в особенности представители власти», возмущается Хосе Вивас в комментариях. В статье использованы материалы издания El Universal.