Больше половины россиян довольны своей работой и не стремятся к карьерному росту, выяснил сервис «Работа.ру». Лишь 10% считают, что смогли бы управлять командой лучше своего начальника. Но даже тем, кто не планирует руководить людьми, лидерские качества помогают выделиться среди коллег и работать продуктивнее. Зачем становиться лидером, если должность руководителя не входит в планы, «Рамблеру» объяснили эксперты.

Круче, чем начальник: 5 способов выбиться в лидеры обычному работнику
© Freepik

Что значит быть лидером

Лидер — это человек, который умеет вдохновлять окружающих, проявлять инициативу, брать ответственность и легко находить общий язык с другими. Такие качества могут проявиться в любом возрасте и в самых разных ситуациях. Например, подросток, который убедил друзей пойти в спорт и следит, чтобы никто не пропускал тренировки, — уже лидер. Или мама в декрете, которая объединила соседок с детьми в мини-сообщество взаимопомощи.

Важно помнить: в профессиональной сфере лидер — не всегда руководитель. У начальника могут быть полномочия, но не влияние, тогда как обычный сотрудник будет ориентиром для команды.

«Лидерство — это не обязанности или полномочия, а определённая совокупность софт-скилов, позволяющая влиять на окружение и процессы, в которых участвуют другие люди. Мы ожидаем лидерства от директоров и менеджеров разного уровня, но и рядовой сотрудник может быть лидером в определённых обстоятельствах, при этом с пользой как для себя, так и для всего процесса, в который вовлечён».

Павел Борейко
Павел БорейкоCEO креативного агентства RGBY

Валерия Чертовикова, глава президиума корпоративного совета Института Адаптивного Интеллекта, считает, что работодателям выгодно, чтобы в команде были не просто исполнители, а люди, способные предлагать идеи и вдохновлять коллег.

«Отсутствие инициативы часто превращает специалиста в "невидимку". Мнение такого сотрудника теряется в общем шуме, а интересные проекты достаются другим. Лидерская позиция, напротив, проявляется в личной ответственности и готовности отвечать за результат даже в условиях хаоса или смены приоритетов. Такие люди не теряются перед неизвестностью, а ищут выходы, что делает их ценным активом в любые времена», — добавляет эксперт.

Лидерские качества повышают ценность специалиста на рынке труда. Инициативность и ответственность помогают работать эффективнее, даже если управлять командой вы пока не планируете.

Как лидерские качества помогают в работе

Вам доверяют важные проекты

«Когда компания видит сотрудника, который не "перетягивает одеяло", а берёт ответственность за маленький, но реальный кусок процесса, это сразу отличает его».

Ульяна Павлова
Ульяна Павловабизнес-консультант, соучредитель HR-компании «Неочевидные Решения», CEO «Агентство Маркетинговых Стратегий Макс»

К вам прислушиваются коллеги и руководство

Инициативность, ответственность и умение общаться повышают влияние в команде. Формально вы не руководитель, но ваше мнение учитывают при принятии решений.

Вы лучше понимаете логику руководителя

«Чтобы честно ответить себе на вопрос: "А не ерунду ли мне поручил босс и почему я вынужден этим заниматься?", нужно уметь встать на место этого босса. Без этого понимания сотрудник рискует всю жизнь прожить в состоянии "угнетаемого", выполняющего повинность. Ценность такого работника для коллектива стремится к нулю, а часто он становится источником "тихого саботажа"».

Иван Исаков
Иван Исаковруководитель мастерской «Арт Кузница»

Вы умеете действовать в сложной ситуации

Лидер не паникует при срыве сроков или новых вводных, а ищет решения и просчитывает риски. Это качество важно для всех отраслей: умение специалиста находить выход из ситуации помогает закончить любой проект, предварительно просчитав все варианты.

Вы умеете делегировать

Лидер не тонет в рутине: он оставляет себе главное, остальное доверяет коллегам — так растёт результат и укрепляется командный дух. А вы предстаёте человеком, который умеет расставлять приоритеты и доверять.

Вы умеете гасить конфликты

В любой команде могут возникать разногласия и споры. Уладить их проще человеку, к которому коллеги прислушиваются. Чем быстрее конфликт будет улажен, тем быстрее команда продолжит работать.

10 рабочих привычек, которые тихо убивают вашу карьеру

Как развить лидерские качества

Развивайте эмоциональный интеллект

Понимание мотивов и эмоций коллег помогает находить общий язык и предотвращать конфликты. Начните с простого: перед разговором поставьте себя на место собеседника, чтобы понять его.

Структурируйте задачи

Чёткое планирование избавляет от хаоса. Когда все задачи распределены, работа идёт быстрее и качественнее.

«Рабочий день — это список незавершённых дел, чатов и всплывающих уведомлений. Лидеру важно привносить в работу системность и видеть главное в потоке задач», — отмечает Ульяна Павлова.

Говорите о своих достижениях

Улучшили процесс? Создали инструкцию? Освоили новую технологию? Сообщите об этом коллегам и руководителю.

«Даже гениальная идея останется незамеченной без грамотной коммуникации. Важно рассказывать не просто о своём предложении, но и о том, какой результат оно может дать или какую выгоду принести: "Если мы сделаем так, то сэкономим пять часов в неделю". Визуализация, схемы и чёткие формулировки помогают донести мысль быстрее».

Валерия Чертовикова
Валерия Чертовиковаглава президиума корпоративного совета Института Адаптивного Интеллекта

Учитесь понимать собеседника

Умение слушать и слышать — качество, которое помогает расположить к себе коллег и предотвратить конфликты в команде.

Пересказывайте услышанное, чтобы убедиться, что поняли правильно, это помогает избежать недопонимания, советует Павел Борейко.

Берите ответственность

Попробуйте на один день или неделю стать главным в команде. Скажите коллегам, что готовы управлять проектом или выполнить задачу, даже если вам кажется, что руководить — это не ваше.

«У нас в мастерской есть практика: каждый сотрудник обязательно получает "прививку лидерства". Любой из ребят может сделать шаг вперёд и сказать: "Я хочу быть бригадиром на этом заказе". Иногда мы назначаем старшего по проекту рандомно или по очереди, чтобы исключить позицию "гири на ноге" у команды. Когда человек сам побыл в шкуре ответственного, он начинает по-другому относиться к дисциплине и задачам, когда возвращается на роль исполнителя».

Иван Исаков
Иван Исаковруководитель мастерской «Арт Кузница»

Главное про лидерские качества

  1. Лидер — это человек, который вдохновляет, проявляет инициативу и берёт ответственность.
  2. Лидерские качества нужны не только руководителям, но и обычным сотрудникам.
  3. Лидерство помогает получать важные задачи, влиять на решения, понимать руководителя и действовать в сложных условиях.
  4. Чтобы развить лидерские качества, эксперты советуют развивать эмоциональный интеллект, структурировать рабочие задачи, рассказывать о своих достижениях и брать на себя ответственность за сложные проекты.

Когда карьера ранит: как пережить несправедливость и не сломаться

Видео по теме от RUTUBE