Зачем нужны лидерские качества обычному сотруднику и как их развить
Больше половины россиян довольны своей работой и не стремятся к карьерному росту, выяснил сервис «Работа.ру». Лишь 10% считают, что смогли бы управлять командой лучше своего начальника. Но даже тем, кто не планирует руководить людьми, лидерские качества помогают выделиться среди коллег и работать продуктивнее. Зачем становиться лидером, если должность руководителя не входит в планы, «Рамблеру» объяснили эксперты.
Что значит быть лидером
Лидер — это человек, который умеет вдохновлять окружающих, проявлять инициативу, брать ответственность и легко находить общий язык с другими. Такие качества могут проявиться в любом возрасте и в самых разных ситуациях. Например, подросток, который убедил друзей пойти в спорт и следит, чтобы никто не пропускал тренировки, — уже лидер. Или мама в декрете, которая объединила соседок с детьми в мини-сообщество взаимопомощи.
Важно помнить: в профессиональной сфере лидер — не всегда руководитель. У начальника могут быть полномочия, но не влияние, тогда как обычный сотрудник будет ориентиром для команды.
«Лидерство — это не обязанности или полномочия, а определённая совокупность софт-скилов, позволяющая влиять на окружение и процессы, в которых участвуют другие люди. Мы ожидаем лидерства от директоров и менеджеров разного уровня, но и рядовой сотрудник может быть лидером в определённых обстоятельствах, при этом с пользой как для себя, так и для всего процесса, в который вовлечён».
Павел БорейкоCEO креативного агентства RGBY
Валерия Чертовикова, глава президиума корпоративного совета Института Адаптивного Интеллекта, считает, что работодателям выгодно, чтобы в команде были не просто исполнители, а люди, способные предлагать идеи и вдохновлять коллег.
«Отсутствие инициативы часто превращает специалиста в "невидимку". Мнение такого сотрудника теряется в общем шуме, а интересные проекты достаются другим. Лидерская позиция, напротив, проявляется в личной ответственности и готовности отвечать за результат даже в условиях хаоса или смены приоритетов. Такие люди не теряются перед неизвестностью, а ищут выходы, что делает их ценным активом в любые времена», — добавляет эксперт.
Лидерские качества повышают ценность специалиста на рынке труда. Инициативность и ответственность помогают работать эффективнее, даже если управлять командой вы пока не планируете.
Как лидерские качества помогают в работе
Вам доверяют важные проекты
«Когда компания видит сотрудника, который не "перетягивает одеяло", а берёт ответственность за маленький, но реальный кусок процесса, это сразу отличает его».
Ульяна Павловабизнес-консультант, соучредитель HR-компании «Неочевидные Решения», CEO «Агентство Маркетинговых Стратегий Макс»
К вам прислушиваются коллеги и руководство
Инициативность, ответственность и умение общаться повышают влияние в команде. Формально вы не руководитель, но ваше мнение учитывают при принятии решений.
Вы лучше понимаете логику руководителя
«Чтобы честно ответить себе на вопрос: "А не ерунду ли мне поручил босс и почему я вынужден этим заниматься?", нужно уметь встать на место этого босса. Без этого понимания сотрудник рискует всю жизнь прожить в состоянии "угнетаемого", выполняющего повинность. Ценность такого работника для коллектива стремится к нулю, а часто он становится источником "тихого саботажа"».
Иван Исаковруководитель мастерской «Арт Кузница»
Вы умеете действовать в сложной ситуации
Лидер не паникует при срыве сроков или новых вводных, а ищет решения и просчитывает риски. Это качество важно для всех отраслей: умение специалиста находить выход из ситуации помогает закончить любой проект, предварительно просчитав все варианты.
Вы умеете делегировать
Лидер не тонет в рутине: он оставляет себе главное, остальное доверяет коллегам — так растёт результат и укрепляется командный дух. А вы предстаёте человеком, который умеет расставлять приоритеты и доверять.
Вы умеете гасить конфликты
В любой команде могут возникать разногласия и споры. Уладить их проще человеку, к которому коллеги прислушиваются. Чем быстрее конфликт будет улажен, тем быстрее команда продолжит работать.
10 рабочих привычек, которые тихо убивают вашу карьеру
Как развить лидерские качества
Развивайте эмоциональный интеллект
Понимание мотивов и эмоций коллег помогает находить общий язык и предотвращать конфликты. Начните с простого: перед разговором поставьте себя на место собеседника, чтобы понять его.
Структурируйте задачи
Чёткое планирование избавляет от хаоса. Когда все задачи распределены, работа идёт быстрее и качественнее.
«Рабочий день — это список незавершённых дел, чатов и всплывающих уведомлений. Лидеру важно привносить в работу системность и видеть главное в потоке задач», — отмечает Ульяна Павлова.
Говорите о своих достижениях
Улучшили процесс? Создали инструкцию? Освоили новую технологию? Сообщите об этом коллегам и руководителю.
«Даже гениальная идея останется незамеченной без грамотной коммуникации. Важно рассказывать не просто о своём предложении, но и о том, какой результат оно может дать или какую выгоду принести: "Если мы сделаем так, то сэкономим пять часов в неделю". Визуализация, схемы и чёткие формулировки помогают донести мысль быстрее».
Валерия Чертовиковаглава президиума корпоративного совета Института Адаптивного Интеллекта
Учитесь понимать собеседника
Умение слушать и слышать — качество, которое помогает расположить к себе коллег и предотвратить конфликты в команде.
Пересказывайте услышанное, чтобы убедиться, что поняли правильно, это помогает избежать недопонимания, советует Павел Борейко.
Берите ответственность
Попробуйте на один день или неделю стать главным в команде. Скажите коллегам, что готовы управлять проектом или выполнить задачу, даже если вам кажется, что руководить — это не ваше.
«У нас в мастерской есть практика: каждый сотрудник обязательно получает "прививку лидерства". Любой из ребят может сделать шаг вперёд и сказать: "Я хочу быть бригадиром на этом заказе". Иногда мы назначаем старшего по проекту рандомно или по очереди, чтобы исключить позицию "гири на ноге" у команды. Когда человек сам побыл в шкуре ответственного, он начинает по-другому относиться к дисциплине и задачам, когда возвращается на роль исполнителя».
Иван Исаковруководитель мастерской «Арт Кузница»
Главное про лидерские качества
- Лидер — это человек, который вдохновляет, проявляет инициативу и берёт ответственность.
- Лидерские качества нужны не только руководителям, но и обычным сотрудникам.
- Лидерство помогает получать важные задачи, влиять на решения, понимать руководителя и действовать в сложных условиях.
- Чтобы развить лидерские качества, эксперты советуют развивать эмоциональный интеллект, структурировать рабочие задачи, рассказывать о своих достижениях и брать на себя ответственность за сложные проекты.
Когда карьера ранит: как пережить несправедливость и не сломаться