При выборе любого специалиста, будь то врач или сантехник, мы в первую очередь смотрим на отзывы. Именно они формируют представление о профессионализме человека. То же самое относится и к любым работникам — если вас считают экспертом в своей сфере, двигаться по карьерной лестнице будет проще. Рассказываем, как сформировать профессиональную репутацию, зачем она нужна и что её может испортить.
Это то, как вас оценивают окружающие на работе и в профессиональном сообществе. О каждом специалисте у его коллег, клиентов или партнёров складывается определённое мнение. Например, один сотрудник всегда соблюдает дедлайны, берётся за сложные проекты, регулярно осваивает новые компетенции и делится опытом с другими — у него сложилась репутация опытного эксперта. Другой работник часто нарушает договорённости, выполняет только привычные задачи и не стремится расти профессионально. Его имидж будет сильно отличаться в худшую сторону.
Профессиональная репутация складывается на основе:
Профессиональная репутация начинает формироваться уже на первой работе. Чем она хуже, тем выше риск затормозить карьеру. А вот хорошая репутация позволит:
«Хорошая репутация повышает узнаваемость и популярность эксперта. И, как следствие, у него будет больше шансов в конкурентной борьбе за интересные проекты. Чем больше эксперта знают и готовы рекомендовать, тем выше его цена на рынке».
Анна РассомахинаHR-директор, юрист и руководитель кадрового HR-агентства «Ценные люди», автор канала «Заметки опытного HR»
Вот что точно испортит вашу профессиональную репутацию:
Подумайте, какие профессиональные и личностные качества позволят вам выделиться на рынке труда. Проанализируйте, в чём вы сильнее других, и подчеркните свои главные преимущества, например образование, опыт, награды или полезные связи. Также оцените, что вы можете дать компании, где планируете работать.
«Определите свою уникальность. Ни за кем не повторяйте: копия никогда не будет лучше оригинала. Рынок насыщен копиями, а всем интересны исключительные эксперты, у который всегда есть своё профессиональное мнение», — подчёркивает Анна Рассомахина.
Старайтесь не просто выполнять свои обязанности, а проявляйте инициативу: предлагайте решения, участвуйте в дополнительных проектах, задавайте вопросы. Так вы не только быстрее разберётесь в процессах, но и покажете себя с лучшей стороны перед руководством.
При этом важно брать на себя ответственность за реализацию своего предложения и его результат. Поэтому сначала оцените, справитесь ли вы с дополнительной нагрузкой, и только потом предлагайте идеи. Если они не сработают, разберите ошибки, чтобы понять суть проблемы. И помните, что инициатива должна объединить команду, а не разобщить её.
Постоянно повышайте квалификацию. Для этого:
«Регулярно наращивайте уровень компетенций. Сейчас такое время: сегодня ты эксперт, а уже завтра твои знания ничего не стоят», — советует эксперт.
Общение с коллегами помогает укрепить профессиональную репутацию и быть в курсе трендов. Чтобы поддерживать отношения с представителями отрасли, ходите на профильные мероприятия. Конференции, выставки и бизнес-завтраки — отличный способ познакомиться с нужными людьми. Оставляйте комментарии в аккаунтах коллег и на профильных форумах.
Постоянно поддерживайте полезные связи — время от времени напоминайте о себе знакомым, спрашивайте их мнение и поздравляйте с профессиональными праздниками.
Личный бренд — это образ человека в целом, в том числе его ценности, профессиональные успехи и даже внешний облик. Над ним тоже нужно работать, если хотите привлечь внимание и построить карьеру. Используйте соцсети, чтобы рассказать о своей экспертности. Делитесь в постах полезным опытом, лайфхаками и интересными историями.
Делитесь своими достижениями с руководством и коллегами. Выберите подходящий момент — совещание или встреча с руководителем. Рассказывайте о выполненных проектах и результатах работы. Говорите о конкретных результатах в цифрах и с примерами.
Например, вместо «Сделал работу быстрее» скажите: «Выполнил недельный план быстрее на 20%». Избегайте хвастовства — для этого отмечайте не только свою работу, но и усилия команды. Попросите коллег дать рекомендации вашей работе — они будут убедительнее, чем самопрезентация.