Только треть россиян удовлетворены тем, как развивается их карьера. Остальные работники недовольны своим карьерным треком или относятся к нему нейтрально, выяснили аналитики «Работы.ру». По данным сервиса, добиться успеха на работе помогают умение управлять проектами, презентовать себя, гибкость, креативность и развитые навыки коммуникации. Но получить признание и повышение сотрудникам будет сложно, если их труд остаётся в тени. Эксперты рассказали «Рамблеру», почему ваш труд не замечают коллеги и как это изменить.
Сотрудник выполняет множество малозаметных, но важных задач, благодаря которым в компании не ломаются все процессы. Но усилия работника чаще всего остаются незамеченными и неоценёнными — это и есть невидимый труд. Обращают внимание на него, только когда что-то идёт не так — тогда о незаметной работе вспоминают. Часто — ради критики.
«Не замечают тех, кто работает тихо и на результат, а не на демонстрацию. Особенно это касается начинающих специалистов, женщин и тех, кто искренне хочет, чтобы "всё было хорошо". Это может быть офис-менеджер, который держит команду на плаву, но его имя никто не вспоминает на общих встречах. Или ассистент, который взял на себя лишнее, потому что "ну а кто, если не я?"».
Аполлинария Ковальковакарьерный консультант
Собственник консалтингового агентства HRBusiness Елена Уварова отмечает, что чаще всего это касается административных сотрудников, специалистов по документообороту, системных администраторов и HR-специалистов среднего звена.
«Пример из моей практики. Секретарь руководителя фактически координирует работу всего подразделения, но в глазах коллег остаётся "просто секретаршей". Или IT-специалист, который решает вопросы настолько быстро и качественно, что у всех создаётся впечатление, что проблем не было, а программы "летают", потому что интернет мощный».
Елена Уваровасобственник компании HRBusiness
В отличие от сотрудников-невидимок, в компании обычно замечают тех, чья работа влияет на доходы компании, взаимодействие с клиентами или формирование её репутации. В центре внимания, вероятнее всего, окажется не аналитик с объёмным отчётом для руководителя, а маркетолог, который ведёт креативный проект.
«Труд заметных сотрудников легко измерить в цифрах: сделки, проекты, результаты. В то время как сотрудники, обеспечивающие все внутренние процессы, которые в итоге к цифрам и ведут, не всегда получают признание, если не заявляют о своём вкладе».
Людмила Богулёвадиректор по персоналу компании ENERGON
«Есть герои-одиночки, которых подводит неумение презентовать себя: человек делает много, но не сообщает об этом, считая, что "и так должно быть видно", — рассказывает Юлия Корочкина, директор по персоналу компании ТСТН. — Такая модель поведения, когда человек подсознательно ждёт, что его труд заметят без напоминания и признают, крайне опасна. Если этого не происходит, сотрудник чувствует обиду, но продолжает молчать, усиливая внутренний конфликт, — обида накапливается, риск выгорания возрастает».
Незаметным сотрудникам сложно продвинуться в карьере, ведь их усилия остаются незамеченными. Однако работа на невидимых позициях может стать хорошим карьерным стартом, уверен Максим Оганов, основатель рекламного агентства Oganov.Digital.
«Рутинные задачи развивают ключевые навыки: внимание к деталям, организованность, ответственность. Обладая такими компетенциями, специалисты часто становятся незаменимыми экспертами в своей области», — поясняет Юлия Корочкина.
Убеждают в том, чего не было, обесценивают и игнорируют: газлайтинг на работе
Чтобы перестать оставаться невидимкой на работе, эксперты советуют активнее говорить о своих задачах и просить обратную связь у коллег. Вот какие советы помогут вам выйти из тени.
«Если вам страшно предлагать идеи, можно задавать уточняющие вопросы или обсуждать предложенные задумки. Не нужно ждать "подходящего момента", ведь чем дольше ждёшь, тем сильнее переживания и сложнее начать диалог. Во время общения с коллегами не принижайте себя как специалиста. Избегайте фраз "я не эксперт в этом вопросе…", "возможно, я не прав…" или "я не углублялся в проблему, но мне так кажется…" — они не усилят ваш авторитет».
Екатерина Агаевагенеральный директор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru
«Проговорите и утвердите с руководителем метрики, которые будут отражать эффективность вашей работы. О выполнении или перевыполнении планов рассказывайте и начальнику, и другим коллегам».
Ксения Яковлевавице-президент по работе с персоналом и организационному развитию компании «Ренессанс страхование»
«Участие в совместных инициативах, готовность брать на себя ответственность и взаимодействие с коллегами помогут сформировать вашу профессиональную репутацию. Создавайте имидж эксперта и за пределами компании: публикации, участие в отраслевых мероприятиях, активность в профессиональных сообществах позволяют заявить о себе как о специалисте с практическим опытом и экспертным мнением».
Марина Чернаускенедиректор по персоналу Tashir Estate
«Если вы постоянно берёте на себя чужие задачи, это не делает вас незаменимым, а приводит к выгоранию и обесценивает ваши усилия», — отмечает Людмила Богулёва.