Уральские блогеры нашли новые площадки для заработка взамен запрещенных соцсетей
Екатеринбуржцы Сергей и Ирина Черкасовы получили более полумиллиона рублей, размещая вертикальные видео в приложении Yappy. Профессиональный пожарный Сергей стал блогером год назад, в своих роликах он показывает работу коллег. А Ирина делает перед камерой макияж и прически. Супруги приняли участие в марафоне контента, объявленном видеоплатформой. Кстати, красота в кадре победила брутальность: ролики Сергея "заработали" за все время 230 тысяч рублей, тогда как блоги его жены - 340 тысяч.
Кто на новенького?
- Мы разработали программу поддержки авторов, куда входит конкурс молодых исполнителей, продвижение самых активных блогеров в рамках федеральных рекламных кампаний, проведение кастингов в крупные телепроекты и программа монетизации "Марафон контента". За две недели можно получить от 3000 до 140 тысяч рублей. Сумма зависит от количества просмотров и количества лайков к роликам за время марафона, - рассказывает генеральный директор платформы Данила Овчаров.
- Думаю, заработать деньги с помощью этой программы может любой начинающий блогер, главное, чтобы в нем была хоть капля оптимизма и желание показать то, что он умеет делать, - считает Ирина Черкасова.
Если Yappy сравнивают с "ТикТоком", который сам запретил россиянам постить видео, то Looky называют отечественным аналогом Instagram *.
- Безусловно, полностью заменить запрещенные социальные сети пока не удается. Сложнее всего наладить монетизацию. Например, Looky позволяет собирать донаты от своей аудитории, - объясняет Анна Баринова, CEO молодой российской сети.
Блоги екатеринбуржцев Сергея и Ирины Черкасовых позволяют им зарабатывать на рекламе в российской соцсети. Фото: Архив семьи Черкасовых
У новых ресурсов, пришедших на смену привычным, пока не все получается, но эксперты считают их весьма перспективными.
- Российская соцсеть TenChat отлично подходит для продвижения экспертов, дает бесплатные (органические) охваты, если публиковать качественный контент, - считает Екатерина Ширшицкая, сооснователь маркетингового агентства NotBossy. - Там возможен быстрый рост подписчиков на органике и установление деловых связей, этого сейчас не дает ни один гигант рынка. Мы используем соцсеть для продвижения экспертов - ведем авторские блоги. И оттуда действительно приходят клиенты. Это именно деловая платформа, развлекательный контент там не в приоритете.
- Выстреливший в 2022 году TenChat разочаровывает в плане охватов, а инструменты таргетинга там пока отсутствуют, - спорит с ней Анна Лямина, представляющая платформу корпоративных коммуникаций eXpress.
Зависли в запретной зоне
Юная поросль на поле соцсетей, поредевшем после взаимных ограничений, только вступает в борьбу за аудиторию. Где же пасутся те, кто раньше зарабатывал на запретной ныне территории?
- Бизнес занял разные позиции относительно запрещенных соцсетей. Кто-то продолжает вести в них свои страницы, кто-то прекратил их развивать, но продолжает закупать рекламу у блогеров. То есть эти площадки все равно действуют, и люди там зарабатывают, но охваты и соответственно уровень доходов упали. Согласно последним исследованиям, Instagram* посещают всего шесть процентов россиян, что в три раза меньше аудитории "Одноклассников", - оценивает ситуацию Кристина Петрова, основатель коммуникационного агентства PR Perfect.
Креативный продюсер и пиарщик Анна Белева утверждает, что заработок в запрещенной "соцсети с картинками" никуда не делся, многие продают даже больше, чем раньше, вероятно, потому, что там осталась платежеспособная молодая аудитория.
Перераспределение средств произошло не только между площадками, но и между подходами к рекламе
YouTube не попал под запрет, но сам закрыл для россиян возможность получать деньги с помощью внутренней монетизации площадки. Теперь пользователи должны или самостоятельно интегрировать рекламу в свое видео, или идти на ухищрения. "Многие эксперты с другим гражданством переводят канал в статус иностранного, чтобы включить внутреннюю монетизацию, сопровождают ролики английскими субтитрами", - рассказывает Белева.
- Для наших клиентов с точки зрения продаж и трафика самая большая потеря - Instagram*. Чего-то похожего по пользовательскому взаимодействию пока нет, - считает основатель рекламного агентства "Мастерская трафика" Андрей Курилович. - Заметно растут "ВК" и "Телеграм", но это не замена, это все-таки иной пользовательский путь и опыт. Многие авторы переносят активность в "Дзен" и "ВК". И, кажется, именно "ВК" для пользователей сможет стать заменой YouTube в случае его блокировки.
Предприниматель Алексей Карлов отмечает, что на заблокированных ресурсах осталась технически грамотная аудитория со знанием английского языка. "Впрочем, переход и, главное, адаптация контент-плана для "ВК" практически у всех уже завершены", - подчеркивает он.
На первый-второй
Крупнейшие российские соцсети тоже не сидят сложа руки, стремясь расширить бизнес-возможности и привлечь пользователей и рекламодателей.
- И те, и другие стали активнее использовать платформу "ВК Бизнес", - отмечает генеральный директор digital-агентства AGM Евгений Волошин. - Главные преимущества площадки - удобный интерфейс и большой выбор настроек аудиторий. Основным недостатком некоторое время было отсутствие алгоритма, но этот вопрос частично решен. Также внушительная часть пользователей и рекламодателей зашла на новую контентную площадку "Телеграм". За счет размещения рекламы в Telegram Ads или посевов (своих постов в чужих каналах) можно решить как глобальную задачу увеличения узнаваемости бренда, так и локальные. Правда, часть рекламного бюджета просто ушла из таргета в нативный формат (непрямую рекламу).
Таким образом, по мнению эксперта, перераспределение средств произошло не только между площадками, но и между подходами к рекламе.
- Взрослая аудитория переместилась в "Телеграм", стала активно его осваивать. Регионы выбрали "ВК", который использовали и до этого в качестве второй платформы, - говорит маркетолог Андрей Шавнев.
- Бизнес осваивает "Дзен" и "Одноклассники" с релевантной для него аудиторией. Например, по опыту нашего агентства, это отличная площадка для продвижения аптек и медицинских услуг, - замечает Александр Смирнов из Demis Group.
Бизнес-коуч Елизавета Никонорова отметила выросшую конкуренцию и "стоимость клиента" в оставшихся соцсетях.
- Полтора года назад мы продвигали онлайн-школу удаленных профессий во многом благодаря соцсетям, впоследствии запрещенным в России. Когда все изменилось, пришлось перестраивать бизнес-модель на новую аудиторию: на прежних ресурсах она была в основном женской, а в "ВКонтакте", "Телеграме" и "Яндекс-директе" - смешанная, - говорит она.
Сабина Исаева из "Кокос Групп" сформулировала основные черты крупнейших игроков: "ВК" пытается стать суперплатформой, объединяя функции всех привычных россиянам сетей - и мессенджер, и видеохостинг, и сервис знакомств, и отчасти маркетплейс, и еще много чего. "Телеграм", в свою очередь, внедрил сториз, старается сделать проще заход на свою рекламную площадку, но в нем все равно ощущается недостаток инструментов и форматов контента и, что самое важное, нет алгоритмичной умной ленты.
*Компания Meta (соцсети Facebook и Instagram) признана экстремистской, и ее деятельность запрещена в РФ.
Между тем
Денис Волков, генеральный директор Epicstars, перечисляя новые бизнес-возможности старых российских соцсетей, ставит в один ряд с ними маркетплейсы. Эти площадки выросли из формата службы платных и бесплатных объявлений - они становятся средой общения, внедряют инструменты, которые понятны и привычны для блогеров, рекламодателей и покупателей: "живая лента", фото- и видеообзоры, возможности обратной связи и т. д.