Онлайн-сервисы в России могут обязать предупреждать о продлении подписки

Законопроект, по которому интернет-сервисы обязаны будут ставить в известность пользователей о списаниях денег за подписку, планируют внести в Госдуму в ближайшее время, сообщил «Коммерсанту» депутат Антон Немкин. При этом вводить штрафы за нарушение пока не планируется.

Онлайн-сервисы в России могут обязать предупреждать о продлении подписки
© BFM.RU

Первый месяц бесплатно, а потом — внезапное списание за продление подписки. На бумаге все правильно: когда пользователь получает аккаунт, он соглашается с этими условиями. Но после этого часто забывает, в какой срок нужно отказаться от подписки, чтобы не платить за ненужный сервис по окончании бесплатного периода.

Есть и другая ситуация: некоторые сервисы из отмены подписки устраивают целый квест. На отказ от ее продления нужно потратить около пяти минут. Такое произошло с обозревателем Business FM Александрой Сидоровой.

Александра Сидорова обозреватель Business FM «Как выяснилось, отписаться от «Кинопоиска» — это целая история. Это многофакторная система: нужно много раз нажимать Ok, «да», «нет». И не сразу очевидно, что ты уже отписался. Первый раз я вроде бы отписалась — шесть или семь раз нажимала на кнопочки «нет», «да» — в зависимости от того, какие там были вопросы. Но спустя месяц с меня все-таки опять списывают, по-моему, 299 рублей за подписку. Я удивленно захожу в профиль и выясняю, что подписка не отменена. И я еще раз проходила этот квест: наверное, раз десять, а может быть, даже и 15 шагов совершала, прежде чем окончательно от этого аккаунта отписалась. Больше в него не захожу».

В Госдуме предлагают уведомлять пользователей за сутки до конца оплаченного периода. При этом нужно будет указать дату списания платежа, способы прекратить подписку и ссылку на платформу, где можно это сделать. Идею поддерживает IT-обозреватель «Российской газеты» Олег Капранов:

Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты» «Безусловно, проблема острая. Об этом свидетельствует хотя бы то, что очень многие банки уже сейчас интегрируют сервисы, позволяющие увидеть, где привязаны банковские карты, какие идут списания. Появляются возможности запрещать списания с банковских карт. Нельзя отрицать, что очень многие компании, предоставляющие такие услуги, этим активно пользуются. Это не злоупотребление, это не махинация, это просто так выстроено. И очень многие люди из-за этого страдают, потому что они вспоминают о том, что у них есть подписка, в тот момент, когда у них списываются деньги за следующий месяц. По оценкам экспертов, подписчиков станет меньше на 15-20%. И это, разумеется, неприятно. Но специфика цифрового сервиса в том, что фактически уже на второй месяц подписки затраты минимальные. То есть если ты в первый месяц платишь за этого пользователя сервисам, которые его привели, — не важно, какие-то рекламные сервисы, посредники, кто-то еще, — то уже начиная со второго месяца ты зарабатываешь в чистом виде. Поэтому говорить о том, что для сервисов это будет какая-то невозможная и невосполнимая потеря, нельзя. Но это, безусловно, будут финансовые потери».

По данным АНО «Диалог», выручка от подписок на цифровой контент в России за прошлый год составила 180 млрд рублей. Онлайн-сервисы выступают против инициативы обязательного уведомления об оплате их услуг. Продолжит гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:

Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «По моей информации, пользователи совершенно спокойно и подписываются, и отписываются, и могут делать это даже по несколько раз в течение одного года. По тем данным, на которых основывает свою аргументацию группа инициаторов этого законопроекта — а мы вели эту дискуссию с одним из участников ее, с депутатом Антоном Немкиным, — они опирались на исследование АНО «Диалог». И там черным по белому написано, что неиспользуемые подписки есть у считаных процентов людей. Если вы используете какую-то подписку, вы ею удовлетворены, у вас будут эти уведомления о списании денег. Зачем лишний спам? Уведомлять подписчика о том, что сумма будет списана, и предлагать отписаться, я не думаю, что это рациональное предложение, потому что какую-то часть аудитории это будет раздражать. И, таким образом, мы лишимся подписчика, который прекрасно пользовался сервисом».

В ситуации, когда списались деньги за продолжение подписки после пробного периода, юристы рекомендуют обратиться в техподдержку и попробовать доказать, что продукт не понравился, пользоваться дальше вы им не планируете. Решение в вашу пользу возможно.

Редакция Business FM провела опрос в своем телеграм-канале. Был задан вопрос: «Знаете ли вы, сколько у вас платных подписок и сколько вы на них тратите?» Половина опрошенных следят за своими расходами. Потеряли этот контроль 28% респондентов. Еще 22% ни на что не подписаны.