Газеты предложили включить в список товаров первой необходимости
Современная редакция — полноценная IT-компания, которая должна претендовать на соответствующую поддержку. Институт подписки следует всячески популяризировать, а киоски с печатью не должны исчезать с городских улиц. Большинству россиян по-прежнему дороги газеты и журналы — как их сохранить и сделать доступнее читателям, говорили на круглом столе в Совете Федерации 25 мая.
Бумаге больше веры
Большинство российских читателей и зрителей по-прежнему доверяют традиционным средствам массовой информации. По данным февральского опроса ВЦИОМ, сколько наших соотечественников доверяют новостным и официальным сайтам, столько же — центральной и региональной прессе. Telegram-каналы, мессенждеры и соцсети в аутсайдерах — им верят меньше трети респондентов.
Социологи делают вывод, что, несмотря на быструю трансформацию общего медиаландшафта под воздействием цифровых технологий, общество продолжает доверять наиболее привычному формату получения информации.
Расходов больше — рекламы меньше
Наступление цифровой эпохи не означает гибели печатных СМИ — этого не произошло с ведущими мировыми изданиями, не произойдет и с российскими, заявил на открытии круглого стола в Совфеде председатель Комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. Газета и журнал — это элемент материальной культуры, который имеет потребительскую и эстетическую ценность, обеспечивает индивидуальное общение читателя с прессой, считает сенатор. Мысль Пушкова развила представитель от Крыма Ольга Ковитиди, которая сообщила, что на новых территориях России пока вообще не издают никаких газет. А сенатор от Дагестана Ильяс Умаханов обратил внимание, что в республике умирают газеты на национальных языках.
Комплексно о проблемах российской печати сообщил главред «Московского комсомольца» и председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев. Традиционные СМИ, по его словам, имеют большое политическое значение, которое особенно проявляется в период электоральных кампаний. На выборах в России, как известно, особенно активно голосуют представители старшего поколения — они же основные читатели газет. «Загонять этих людей в интернет, где они попадают в руки недобросовестных блогеров, нечестно и опасно», — заключил Гусев.
Проблем у издателей хватало всегда, но в прошлом году доходы редакций особенно резко пошли вниз. Во-первых, из-за сокращения рекламных бюджетов, что для периодических изданий — основа дохода: выкупавшие большие площади иностранные компании ушли из России, а отечественный бизнес урезал рекламные бюджеты отчасти из-за отсутствия конкуренции, отчасти потому что ему самому нужно сводить концы с концами. Во-вторых, напечатать газету или журнал стало очень дорого: бумага и полиграфические услуги — а все печатное оборудование у нас импортное — сильно выросли в цене. В-третьих, остались пережитки прошлого в виде экологического сбора: редакции должны перечислять государству пять процентов своих доходов якобы на утилизацию образующейся макулатуры, хотя тиражи газет сегодня совсем не те, что в Советском Союзе.
В чем разница между шаурмой и свежей газетой
Отдельная история — доставить «предмет материальной культуры» читателю. На 70 процентов, по данным Павла Гусева, сократилась за последние годы киосковая сеть в регионах, а в столице исчезли газетные автоматы, где свежий номер можно было купить даже без взаимодействия с продавцом. Дорожает подписка, которую сегодня не субсидируют даже льготникам. А отдельные торговые сети просто блокируют размещение у них стендов с периодикой.
В законодательстве сегодня отсутствует понятие газетного киоска, поэтому для местных властей что табачный ларек, что палатка с шаурмой, что торговый объект с прессой — все одно. Термин «торговый объект по реализации периодической печатной продукции» главред «Парламентской газеты» Александр Коренников предложил закрепить в законе, и это реально поддержит СМИ. Он также считает важным наделить «Почту России» социальной функцией доставлять периодику и способствовать снижению цены на подписку. В этом журналиста поддержал Алексей Пушков: «Я изначально выступал против акционирования «Почты России», поскольку понимал, что это переориентирует ее на осуществление коммерческих задач».
Впрочем, почта и сама заинтересована в развитии института подписки — именно потому, что это теперь часть бизнеса компании, заметила представитель организации Мария Огай: «Ежемесячно в отделениях мы проводим рекламные акции по популяризации подписки, делаем скидки на ряд изданий, понимая, что подпиской пользуются в основном те, кто привык читать прессу оффлайн — через сайт оформляется всего 5—7 процентов подписок».
Районки просят помощи
Сразу несколько участников мероприятия сказали об отсутствии на государственном уровне системной поддержки периодической печати. Каждая редакция сегодня — это не только журналистский коллектив, но целая IT-компания, которая работает над продвижением сайта, отбивает кибератаки, настраивает алгоритмы просмотров в агрегаторах новостей. Поэтому было бы справедливо, чтобы часть льгот, которые получили IT-компании, предоставить и средствам массовой информации, предложил Павел Гусев.
О том, что периодические печатные издания во время ковида были включены в перечень товаров первой необходимости, напомнил зампред Союза журналистов России Алексей Вишневецкий. Эту практику, по его мнению, нужно возродить, тем более что это не обойдется государству слишком дорого. «И тогда уже никакой ретейл не сможет препятствовать у себя продаже периодики», — отметил Вишневецкий.
Отдельно говорили о районных газетах, которые находятся на переднем крае информирования населения. Средняя зарплата журналиста районки — 22 тысячи рублей, и очевидно, что молодежь работать за такие деньги не хочет, коллективы стареют, есть вероятность полностью потерять этот сегмент, сетовал главред газеты «Призыв» из Мордовии Альфрид Васькин. Он присоединился к мнению коллег о необходимости создания специальной госпрограммы для печатных СМИ, а также предложил подумать о запуске проекта «Земский журналист» наряду с «Земским доктором» и «Земским учителем».