Войти в почту

Основатель ЯRUS Дмитрий Илюхин - о быстром росте соцсети, монетизации и метавселенной

Сегодня российская социальная сеть ЯRUS - один из крупнейших агрегаторов новостного контента в России. За сутки на платформе обрабатывается около 70 тысяч публикаций. Изначально проект создавался как аналитический сервис, а когда площадку сделали доступной для пользователей, он перерос в полноценную социальную платформу. Журналисты ТАСС побеседовали с основателем и директором по разработке ЯRUS Дмитрием Илюхиным и узнали, как устроена быстрорастущая российская соцсеть. 

Основатель ЯRUS Дмитрий Илюхин - о быстром росте соцсети, монетизации и метавселенной
© ТАСС

Все типы контента в одной соцсети

Дмитрий Илюхин отмечает, что платформа ЯRUS имеет схожие с зарубежными соцсетями функции и инструменты, чтобы предоставлять пользователям доступ к привычному функционалу. Но ее развитие идет по собственному сценарию.

"ЯRUS изначально отличался от классических соцсетей, которые в первую очередь выстроены на общении между людьми. Это было приложение для аналитики, а уже потом мы упаковали его в мобильное приложение, предоставили пользователям и дали возможность публиковать различный контент", - говорит основатель и директор по разработке российской социальной сети ЯRUS.

ЯRUS отличается от других проектов тем, что работает со всеми типами контента: фото, короткими вертикальными и длинными горизонтальными видео, пользовательскими постами и статьями.

"Мы не специализируемся только на фотографиях или, например, вертикальных видео. У нас есть возможность публиковать большие тексты, привычные короткие посты, полноценное горизонтальное видео и даже выкладывать музыку собственного сочинения", - рассказал Дмитрий Илюхин.

Пользователи соцсети могут настроить ленты по личным интересам - персональные ярусы. Это своего рода разделы с различным контентом, который распределен по темам: кулинария, спортивные новости, вязание или садоводство. Это позволяет избежать лишнего информационного шума, выбрав тип и тематику публикаций в соответствии со своими предпочтениями.

Одна из особенностей ЯRUS - пользоваться платформой и потреблять контент можно без регистрации: достаточно скачать приложение. Однако при желании разместить текст или фото нужна авторизация или регистрация через подтверждение номера телефона.

"ЯRUS не требует от пользователя указывать настоящие имя и фамилию: на платформе автоматически генерируются забавные никнеймы: Гусь Хрустальный или Жираф Великолепный, например. Но при желании человек может внести в личный профиль свои данные", - рассказывает Дмитрий Илюхин.

Вся инфраструктура - в России

По словам Дмитрия Илюхина, персональные данные хранят только в защищенном контуре. При этом вся инфраструктура находится на территории России: и базы данных с пользовательской информацией, и серверы хранения.

Основатель ЯRUS отмечает, что создавать подобный продукт в России очень дорого, учитывая дефицит программистов: "Хороших IT-специалистов все меньше и меньше, поэтому разработка приложений - недешевый процесс. Сейчас в команде 128 человек, а на старте было всего пять".

Молодым разработчикам, которые приходят в команду ЯRUS, предлагают внести вклад в совершенствование глобального проекта - молодой российской соцсети - и наглядно увидеть результаты своего труда. "В ЯRUS время от начала разработки идеи до ее конечной реализации гораздо короче, чем в крупных IT-компаниях. Поучаствовать в создании соцсети, а их не так уж много, - это уникальный опыт. И к нам за этим и приходят талантливые программисты", - объясняет Дмитрий Илюхин.

ЯRUS открыт и для внешних разработчиков: перспективные IT-специалисты могут создавать на платформе собственные мини-приложения. Им предоставляют все нужные ресурсы: доступ к статистике по безопасным каналам, сырьевую базу и одновременно витрину для того, чтобы реализовывать свои алгоритмы.

По словам Дмитрия Илюхина, новые приложения могут получить доступ к личной информации, если пользователь ей поделится: "Например, недавно в соцсети ЯRUS появилась новая игра. Каждый, кто играет в нее, может предоставить свои данные ее создателям, чтобы улучшить взаимодействие с игроками и иметь возможность отправлять выигранные монеты другим участникам".

"Сказки от блогеров"

Ядро аудитории ЯRUS - россияне в возрасте 24-45 лет. Это взрослые и платежеспособные люди. Первыми в проект, который разрабатывался в качестве новостного агрегатора, пришли мужчины 30+. Сейчас доля мужчин сократилась до 48%.

Соцсеть активно привлекает молодежь. Пользоваться приложением можно с 12 лет. Для тех, кто младше, команда платформы разрабатывает проект "ЯRUS.Дети" (0+).

"Мы начали с того, что организовали некий полезный челлендж - „Сказки от блогеров“. Известные люди, от политиков до радиоведущих, записывают сказки в аудиоформате и присылают нам. В каталоге уже около 750 сказок", - говорит Дмитрий Илюхин.

Сейчас площадка объединяет более 11 миллионов россиян. Команда ЯRUS рассчитывает, что со временем приложение будет установлено у каждого обладателя смартфона. Основатель социальной сети приводит следующие данные: максимально достижимая аудитория в России составляет около 80 миллионов человек. Это активное население, которое пользуется мобильными гаджетами, соцсетями. На этом этапе разработчики ориентированы именно на российского потребителя.

"Объем нашей аудитории увеличивался неравномерно. В течение первого года существования приложения мы выросли до двух миллионов человек. Резкий рост начался с момента закрытия иностранных соцсетей. К июлю 2022 года мы выросли уже до шести миллионов пользователей, а в феврале этого года - до 10 миллионов. Сейчас идет плавное увеличение, однако ежемесячно мы прирастаем примерно на 10%", - делится основатель и директор по разработке российской социальной сети.

Хороший автор получает много донатов

В ЯRUS есть внутренняя валюта - монетки. Каждый активный пользователь ежедневно получает от приложения по пять монеток, которые можно накапливать и отправлять в виде донатов контенту понравившихся блогеров. ЯRUS также предусматривает монетизацию видеоконтента: монетки начисляют за просмотры. За одну тысячу просмотров видеоблогерам полагается 50 монеток. Их можно конвертировать в обычные деньги: одна монетка эквивалентна одному рублю.

Дмитрий Илюхин отмечает, что активный автор получает много донатов и поддержку платформы. В ЯRUS существуют поощрения для популярных блогеров: за каждые 100 тысяч просмотров им выплачивают 500 тысяч монеток, за каждый миллион просмотров - 5 миллионов монеток*. Такие условия стимулируют на создание уникальных видео.

"В ЯRUS уже есть история успеха. Свердловский блогер смог вывести более миллиона рублей благодаря системе поощрения ЯRUS и публикации контента на платформе. Автор привлекает подписчиков милыми постами: его приют „Хвостатое счастье” - показатель того, как можно собрать средства на благотворительные цели. Пользователи активно следят за новыми видеороликами и фото и отправляют донаты, которые позволяют содержать, кормить животных, ухаживать за ними", - делится Дмитрий Илюхин.

Кроме того, в ЯRUS блогеры могут делать нативные интеграции. Если автор нашел спонсора и делает рекламные вставки, их не цензурируют и не блокируют, а, наоборот, приветствуют.

Из онлайна в офлайн

ЯRUS потенциально может стать метасоциальной сетью: переводить людей из онлайна в офлайн и наоборот.

"ЯRUS работает в этом направлении - тема очень интересна для многих. У команды есть масса хороших идей, например, можно публиковать пост и привязывать его не только к конкретной ленте, но и закреплять за геопозицией. Это и есть своего рода начало метавселенной - на стыке онлайна и офлайна", - рассказывает Дмитрий Илюхин.

Он считает, что в России могут появиться новые соцсети: рынок открыт и не имеет каких-то ограничений. Эксперт уверен, что в IT-отрасли должна быть конкурентная среда, а у людей - возможность выбора. Речь идет не только о платформах массового характера, но и о тех, которые имеют какую-то узкую специализацию.

"Корпоративный портал - тоже соцсеть, только внутри отдельной компании. Потенциально он может выйти на рынок и завоевать аудиторию. Сейчас очень благоприятное время для того, чтобы разработчики заявляли о себе, коллаборировались, создавали новые продукты и, самое главное, чтобы инвестиции были направлены внутрь страны, а не на внешние проекты", - говорит основатель соцсети ЯRUS.

Дмитрий Илюхин убежден, что отечественные соцсети нужно активно продвигать и рекомендовать их для использования различным государственным и муниципальным органам для размещения официального контента: "Чиновники - это публичные лица и авторы официального контента, у них есть своя аудитория: они каждый день приносят людям пользу в формате онлайн и офлайн".

Беседовали Артем Коваленко и Елена Соколова.

* С подробными правилами монетизации вы можете ознакомиться по ссылке.

Реклама. АО "Диалог"