Мусор по высокой цене: Мошенники придумали новые способы кражи денег и товаров на маркетплейсах
На маркетплейсах можно не только сделать покупки, но и обзавестись подделками или потерять деньги. На них обитают покупательские "террористы", виртуозы подмен и мастера фишинга. Маркетплейсы регулярно обновляют свои методы борьбы с мошенниками. И в большинстве случаев они действительно работают. Наживаются аферисты на человеческой невнимательности.
Наиболее популярная схема мошенничества на маркетплейсах сегодня заключается в подмене товара, рассказывает CEO сервиса аналитики Moneyplace Дмитрий Ермолаев. Некоторые селлеры вместо оригинальных товаров продают их реплики. Причем если совсем недавно это касалось в основном брендовой одежды и обуви, то сейчас с подделками сталкиваются даже бюджетные марки с хорошими отзывами.
Мусор по высокой цене
Также имеет место откровенный потребительский "терроризм", когда клиент заказывает вещь, но при получении кладет вместо нее другую и возвращает товар. В маркетплейсах с хорошей системой контроля такие случаи отслеживают. А вот там, где не подошедшие товары тут же идут в оборот без всякого контроля, случаются забавные истории: один ботинок без пары катался по десятку пунктов выдачи, а горнолыжный комплект, который остался без штанов, продолжал приезжать и разочаровывать своих заказчиков. На ситуацию обращают внимание, лишь когда количество жалоб в отзывах переваливает за десяток.
Десятки покупателей могут получать коробку, в которой лежит лишь один ботинок
Несмотря на всю свою старомодность, до сих пор происходят случаи, когда в посылках покупатели получают мусор, бумагу и камни. Самой безопасной считается схема, когда товар хранится на складе маркетплейса и доставляется в пункт выдачи заказов. Маркетплейс полностью отвечает за товар на всех этапах. На практике встречаются случаи, когда один исполнитель сортирует, другой упаковывает, третий везет... чем больше звеньев в цепи, тем выше соблазн у исполнителей подменить что-то ценное в посылке на какую-то ерунду. Не зря только в марте спрос на услуги фулфилмента на Авито взлетел в три раза. Фулфилмент предусматривает, что один исполнитель забирает товар у продавца, упаковывает и транспортирует до склада маркетплейса или напрямую покупателю. В этом случае у продавца есть только один исполнитель, который мог испортить товар.
Проверка на месте
Соблюдение ряда пунктов повышает шансы купить на маркетплейсе хорошую вещь. Нужно смотреть негативные отзывы о магазине и товарах. И если многие пишут, что получили от продавца некачественный, поддельный товар, то шансы остальных купить у такого селлера качественную вещь стремятся к нулю. Важно проверять все вещи при получении. Многие забирают нераспакованные пакеты и только дома обнаруживают неприятные находки, некомплектные товары, подмену и т.д.
При покупке одежды и обуви бороться с подделками помогает проверка маркировки товаров через приложение "Честный знак". Сейчас маркировка наносится на многие предметы одежды и на всю обувь, также маркировка распространена на текстильные изделия. На маркетплейсах вы не увидите товаров без маркировки. Если она предусмотрена, то будет нанесена на упаковку. Но в отзывах довольно много жалоб на то, что при попытке проверить товар маркировка не считывается.
Кроме того, некоторые бренды используют собственный штрихкод на упаковке товара, по которому можно определить, является ли товар оригинальным. Эту технологию используют такие известные бренды, как Apple или Dyson.
Полезли в кошелек
Еще одной распространенной мошеннической схемой на маркетплейсах является увод клиентов на фишинговые сайты. Причем схем довольно много, а защиты от маркетплейса, если вы потеряли деньги, не будет. Получить деньги, но оставить клиента без товара может попытаться сам продавец. "Перед Новым годом я заказала на одном из маркетплейсов два светильника. Было указано, что они уже находятся в Москве. Но продавец написал, что товар в Китае, ждать придется долго. Но можно ускорить процесс, если я сделаю заказ на другом сайте, и дал ссылку", - рассказывает покупательница Татьяна. По ссылке она перешла, но товар оплачивать не стала, сайт был подозрительным, а цена светильников сильно завышена. "А еще я увидела отзывы других покупателей, которые оплатили заказ на другом сайте, но ничего не получили и деньги вернуть не смогли", - сетует Татьяна. Попросить провести оплату на другом сайте продавец может под разными предлогами: товар закончился на складе маркетплейса, надо заказать на его личном, доплатить за какие-то детали или услуги, товар закончился и нужно подтверждение для возврата средств. Любые действия за пределами торговой площадки - это огромный риск потери средств.
Впрочем, среди тех, кто пишет отзывы, тоже могут быть мошенники. Из популярных - это размещать отзывы с комментарием, что тут очень дорого, а вот на другом сайте нашел товар намного дешевле, и далее доброжелатель дает ссылку на другой сайт. На нем покупатель может совершить покупку и не получить товар, но возможен вариант и пострашнее, когда заход на сайт заканчивается установкой на компьютер или смартфон вредоносной программы, которая позволяет получить доступ к счету клиента.
В начале этого года был случай, когда продавцы устроили вредоносную рассылку своим клиентам. Они сообщали, что предоставляют им промокод на скидку и для его получения предлагали открыть pdf-файл или ссылку на сайт. В результате покупатель устанавливал вредоносную программу на свое устройство, а с его счетов исчезали деньги.
Мошенники пользуются тем, что многие люди доверяют маркетплейсу и расслабляются, действуя по указке мошенников. Любые попытки перенести общение с покупателем за пределы площадки, где размещен магазин, это признак того, что его собираются обмануть. Не важно, где будет происходить дальнейшее общение, в WhatsApp или Telegram, на сайте продавца или где-то еще, это гарантированно обман. Никакие объяснения продавца, что так удобнее и так работает система, слушать не стоит. Даже если предложение выглядит очень заманчивым, а цена на товар низкая, стоит поискать другого продавца.
На днях была выявлена еще одна схема, которая позволяет мошенникам переводить суммы за покупки себе на банковскую карту. Злоумышленники выманивают у людей логины и пароли от их аккаунтов на онлайн-платформах, отменяют оформленные и оплаченные покупки, деньги должны вернуться на карту владельца, но этого не происходит. В личном кабинете мошенники меняют банковские реквизиты и переводят средства себе. Чаще всего мошенники находятся в сговоре с продавцами, и атакуют аккаунты тех, кто совершил крупную покупку с предварительной оплатой.
Механизм, с помощью которого аферисты получают доступ к аккаунту, довольно прост. Мошенники связываются с покупателем и говорят, что им нужно подтверждение для доставки и нужно назвать цифры из смс, которое поступит покупателю на телефон. На самом деле в этот момент они пытаются сбросить пароль и зайти в личный кабинет покупателя с помощью смс.
При краже доступа к личному кабинету с привязанной к нему картой мошенники могут дальше пользоваться ей: заказывать дорогие товары на конспиративный адрес, а потом их перепродавать.