Дойдет ли проблема подписок на стриминги до Госдумы?

Депутаты хотят обязать онлайн-сервисы напоминать гражданам об оплате. Такой законопроект планируют внести в Госдуму.

Дойдет ли проблема подписок на стриминги до Госдумы?
© BFM.RU

Понять можно и стриминги, и их пользователей. Я как пользователь не раз неожиданно получала сообщение о списании по подписке, о которой забыла и которую давно не использую. У стримингов, которые не очень охотно комментируют этот законопроект, свои аргументы. Если предлагаемый механизм заработает, это наверняка отразится на динамике отписок.

Инициативу год разрабатывает депутат Антон Немкин и участники разных организаций по защите прав потребителей. Законопроект еще не внесли в Думу, будут дорабатывать с участием бизнеса, у которого к документу много вопросов, говорит гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:

Алексей Бырдин гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» «Даже если проблема существует, ее решение не должно наносить какой-то ущерб компаниям, которые действуют добросовестно на российском рынке подписок. По данным ведущих российских компаний, с проблемами, которые описаны в данной инициативе, сталкивается менее 1% потребителей. Всегда есть возможность отписаться, люди этим пользуются. Борьба с какими-то мошенниками или недобросовестно ведущими себя сервисами не должна наносить ущерб нормальным компаниям. Проблему формируют не российские онлайн-кинотеатры или не российские музыкальные стриминги и так далее. Проблема формируется где-то в серой зоне. Приведенные примеры скорее охватывали подписки на какие-то планы питания, еще какие-то не самые популярные виды контента. Но, поскольку мы говорим о законодательном регулировании, требования, предъявляемые к сервисам, коснутся, безусловно, всех. И жесткость этих требований должна быть разумной».

И все же у 18% пользователей стримингов в России есть неиспользуемые актуальные подписки. И пользователи не избавляются от них из-за технических трудностей или забывчивости, следует из доклада Центра стратегических разработок и АНО «Диалог».

Действительно, часто никто не помнит, когда заканчивается та или иная подписка. А найти кнопку с отменой подписки порой непросто. Многие стриминги прячут этот алгоритм вглубь своих сайтов и приложений. Так пользователь остается на крючке у того же онлайн-кинотеатра либо на месяц, либо на год. И вроде деньги небольшие: 200-300 рублей ежемесячно, но если подписок несколько, уже ощутимо. Возможно, проблему надо решать не уведомлениями о списании, а именно упрощением процесса отписки, считает директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salо Александр Голубчиков:

Александр Голубчиков директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salо «Очень разумный способ, по-моему, практиковала в свое время «Амедиатека» — не знаю, как сейчас, я давно не являюсь их подписчиком, но всегда можно было посмотреть в личном кабинете, до какого срока идет подписка и когда ее нужно будет продлевать или не продлевать. У некоторых сервисов это не является проблемой, и за это эти сервисы любят и дольше с ними работают. В отличие от прочих, типа ivi, у которых возможность отписаться зашита так глубоко, что без специальной подсказки сотрудника сервиса, очень лояльного, этого сделать практически невозможно. Кинотеатры будут искать другие способы, чтобы подписчик не уходил, но, в конце концов, им нужно придумывать, каким образом удерживать потребителя, а не удерживать его вынужденно, списывая с него деньги за подписку».

Порой отменить подписку не получается, так как человека подписали на какой-то сервис некие третьи лица — по ошибке или умышленно. Деньги с карты списывают, но сам владелец карты подпиской не пользуется и даже не может воспользоваться технически.

С такой ситуацией столкнулась сотрудница Business FM. В администрации сервиса ей помочь не смогли, а эксперты говорят: проще перевыпустить банковскую карту, к которой привязали подписку, чем пытаться отписаться от сервиса.