Ассоциация компаний интернет-торговли предлагает разрешить продавать алкоголь по QR-коду с «Госуслуг»
Обновлено в 21:49
Бизнес предложил продавать алкоголь онлайн. Снова. На этот раз Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась с таким предложением к спикеру Совфеда Валентине Матвиенко и сенатору Андрею Клишасу, пишут «Известия».
Идея предполагает, что для покупки спиртного в Сети нужно будет использовать двухфакторную идентификацию: сначала надо будет войти в аккаунт онлайн-магазина через «Госуслуги», а также показать специальный QR-код на портале при получении заказа.
Это далеко не первая попытка бизнеса добиться послаблений для дистанционной торговли алкоголем, и пока ни одна из предыдущих к успеху не привела. С учетом того, сколько вопросов возникает к новой инициативе, — шансов не много и у нее.
Аргументы сторон: в АКИТ обращают внимание на то, что многие россияне, рискуя здоровьем, продолжают покупать алкоголь в интернете у нелегалов.
Как пишут «Известия», поисковики ежемесячно фиксируют сотни тысяч запросов по теме «Алкоголь с доставкой на дом». По данным «Яндекса», их количество ежегодно увеличивается на треть. Сторонники легализации считают, что новая инициатива обелила бы этот рынок. Скептики делают важное дополнение: большинство таких запросов связано с покупкой спиртного ночью. Так что, если алкоголь разрешат привозить днем, ночной рынок от этого не обелится никак. С другой стороны, в России точно найдутся люди, которые в субботу утром вместо минералки заказали бы пару бутылок пива в легальной доставке. И это следующая претензия скептиков. Продолжает Андрей Кузьмин, гендиректор компании «Марин экспресс», которая поставляет на российский рынок вино:
Андрей Кузьмин гендиректор компании «Марин экспресс» «Я не уверен, что алкоголь нужно продавать онлайн, потому что это все-таки продукт не эмоционального спроса, а рационального. Эмоциональный спрос на алкоголь порождает алкоголизм, на мой взгляд. То есть да, он увеличивает, конечно, продажи, но рождает алкоголизм населения. Задача государства и любого контролирующего органа — делать алкоголь менее доступным: для того, чтобы человек, покупая алкоголь, осознавал, что он его покупает».
То есть как бизнесмен он, по идее, должен был, наоборот, выступить в поддержку инициативы. Как это сделали в Ozon, «Сбермаркете» и «Яндексе». Но нет. Еще одна проблема с дистанционной доставкой спиртного — не допустить продажи алкоголя несовершеннолетним. Теперь предлагается задействовать QR-коды и «Госуслуги». В приложение или на сайт ретейлера зашел через аккаунт на «Госуслугах», а курьеру показал специальный код. Метод рабочий, считает гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов:
Лука Сафонов гендиректор компании «Киберполигон» «Я думаю, вполне рабочая история, это поможет, например, и части производителей алкогольной промышленности снизить расходы на содержание магазинов. По большей части от этих ограничительных мер страдают обычные люди, криминальным каким-то возможностям покупок и так далее это никак не вредит, никак не мешает, а вот для обычных людей, которые, может быть, не успевают в магазин сходить, купить бутылку вина с доставкой, — это вполне себе выход. И процесс подтверждения личности, опять же, через верифицированный сервис подтвердить, что ваша учетная запись на «Госуслугах» верифицирована и вам действительно больше 18 лет, с которых разрешена продажа алкоголя, вполне себе этот сервис достаточно легко реализовать».
Только вопрос: зачем показывать QR-код курьеру, если показать можно паспорт? Да и будет ли курьер его спрашивать? У системы есть и другие узкие места. Несовершеннолетний же может попросить пароли от аккаунта старшего брата или соседа по лестничной клетке за долю от привезенного. Не исключено даже, что на досках объявлений появятся соответствующие предложения: «Закажу доставку алкоголя школьникам». Вариантов масса. И это тоже не последний риск, говорит гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:
Роман Ромачёв генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Это дает возможность распространять контрафактный алкоголь, поддельный алкоголь, опасный алкоголь. Его можно выдать, опять же, за бутылку вполне себе хорошей водки, да. Соответственно, по кассе может пройти один товар, а по факту отгружен другой товар».
Впрочем, и действующие жесткие ограничения вышеперечисленных проблем не решают. Помимо нелегальных дистанционных продавцов алкоголя, некоторые сервисы доставки продуктов сообщают номер телефона курьера, которого можно лично попросить заскочить еще и в алкогольный отдел с обещанием отблагодарить при встрече.