Войти в почту

Суд начал рассматривать дело против крупнейшей «билетной мафии» в Москве

Главные фигуранты дела против крупнейшей «билетной мафии» в Москве — бизнесмены Андрей Хартанюк и Алексей Куринов, которые, по версии следствия, в 2017-м организовали преступную группу. Мужчины и их сообщники создали три сотни сайтов-клонов. Хартанюк, говорится в деле, взял на себя общее руководство, назначал цены на билеты, распределял деньги и обеспечивал прикрытие сайтов от проверок. Куринов курировал дизайнеров и программистов, специалистов по продвижению и рекламщиков.

Суд начал рассматривать дело против крупнейшей «билетной мафии» в Москве
© BFM.RU

Сначала создавались несколько сайтов-двойников выбранного театра. Затем рекламщики добивались, чтобы при запросах пользователей именно сайты-двойники появлялись первыми в поисковиках. Среди пострадавших — Большой и Малый театры, Мариинский, РАМТ. Подсудимые обвиняются в особо крупном мошенничестве и в нескольких эпизодах незаконного использования товарного знака. Что им может грозить, рассуждает председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго:

Евгений Корчаго председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» «Наказание по инкриминируемым статьям предусматривает: по мошенничеству, четвертой части — до десяти лет лишения свободы, а по 180-й статье «незаконное использование товарного знака» — до шести лет. Так как оба состава тяжкие, теоретически суд может применить полное сложение наказаний и назначить максимальное наказание до 15 лет лишения свободы. На практике, скорее всего, срок будет меньше».

По словам руководителей театров, в последние пару лет проблема с перекупщиками постепенно решается. Во-первых, наладился диалог с правоохранителями. Во-вторых, многие театры стали выделять определенный блок билетов по очень высокой цене, ориентированной на спекулянтов. Благодаря тому, что какое-то количество билетов остаются не проданными до последнего момента, человеку нет необходимости идти к спекулянту, если билеты по такой же высокой цене есть в кассе театра.

Впрочем, цены на билеты в театры в целом выросли. Например, если смотреть спектакли Константина Богомолова в разных театрах, то это до 16 тысяч рублей за билет. Причем это не всегда технически сложные истории. Несколько постановок в «Табакерке» — до 18 тысяч за билет. Выходит, чтобы пойти в театр вдвоем, часто приходится заплатить от 20 тысяч до 40 тысяч, включая буфет. Продолжает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:

Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Почему-то считается, что культура должна быть бесплатной, в то время как дорожает все. У меня как у театрального человека возникает вопрос о несправедливости претензий к театру, с одной стороны. С другой стороны, я просмотрела сайты театров, где работают звезды, где идут очень популярные спектакли. Цены в некоторых из них шокируют. Хотя есть театры ведущие, которые все-таки держат порог. Меня приятно удивили цены на популярный сейчас спектакль «Война и мир» в Театре имени Вахтангова. Остались билеты по 8 тысяч в партере. Дальше можно купить билеты за 1,5 тысячи. Меня удивили театры, где работает молодежь, билеты от 10 тысяч до 16 тысяч. Это, конечно, зашкаливающая политика — так задирать цены на спектакли, которые идут не первый год, где занята молодежь, которую я бы не сравнила со звездами».

Что касается сайтов-клонов, театры стараются с ними бороться. Но беглый обзор в поисковиках показывает: борьба идет с переменным успехом. Мы искали сайты пяти ведущих драматических театров в «Яндексе» и в Google. Если в Google первым делом выпадали официальные сайты, то в «Яндексе» практически во всех случаях сначала были сайты перекупщиков, а потом официальные страницы.

Признаки, по которым можно опознать официальные сайты: символика самого театра, наличие логотипов партнеров и департамента культуры, ссылки на соцсети театра и главное — самые низкие цены. При копировании ссылки поддельного сайта она становится огромной, ссылка же официального сайта, как правило, лаконичная, укладывается в одну строчку.