Войти в почту

ФАС предложила включить регулирование соцсетей в закон «О защите конкуренции»

ФАС предложила включить в антимонопольный пакет регулирование соцсетей и поисковиков. Изменения могут коснуться практически всех крупных онлайн-платформ, в том числе «Яндекса» и «ВКонтакте», пишет газета «Ведомости».

ФАС предложила включить регулирование соцсетей в закон «О защите конкуренции»
© BFM.RU

В обновленной версии проекта поправок к закону «О защите конкуренции», регламентирующих работу маркетплейсов и агрегаторов, предлагается распространить регулирование и на цифровые платформы, которые за сутки посещают более 100 тысяч пользователей либо объем сделок на них составляет свыше 35% от рынка.

По сведениям СМИ, в Минцифры не поддерживают предложение, считая, что сейчас не самое лучшее время для регулирования соцсетей. Непонятно, что регулировать и, главное, зачем, согласен директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный:

Василий Черный директор по маркетингу Brand Analytics «Мне понятно, зачем предлагался закон, касающийся рынка электронной коммерции, маркетплейсов. Действительно, этот рынок, хоть и продолжает быстро расти, он уже в каком-то виде состоялся, и есть сильные игроки, не один, не два, есть что регулировать. Социальные сети — это совсем другие платформы, как и поисковики. Аргумент про то, что соцсети как-то влияют на выбор покупателя, очень слабенький, много чего влияет на выбор покупателей. Эта ситуация притянута за уши, соцсети — это очень динамичные понятия, их встроить даже понятийно в этот закон, чтобы что-то там регулировать, нереально. Во-вторых, социальных сетей в России не так много с учетом того, что зарубежные заблокированы, очень мало стран в мире, где вообще есть свои локальные социальные сети и они популярны, нам очень повезло, что в России это есть. Социальные платформы втянуты сейчас в борьбу за читателя, у российских платформ есть челлендж, они должны много что еще для пользователей сделать, и для авторов, и для блогеров, чтобы на них было присутствовать так же удобно, как на том же YouTube. У них уже есть большой челлендж, им мешать не надо, им надо всячески помогать. «VK видео» пока не стали альтернативой YouTube, «VK клипы» пока не стали альтернативой TikTok, им есть чем заниматься, там пока нечего регулировать».

Скорее всего, ФАС хочет еще больше зарегулировать отрасль, чтобы игроки не могли манипулировать рынком. Но все же вряд ли нововведения, если их утвердят, серьезно отразятся на соцсетях и поисковиках, считает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:

Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Я думаю, что это сделано для того, чтобы лучше контролировать социальные сети, которые сейчас полностью под влиянием законов, потому что все, кто пытались что-то сделать, их в принципе отсюда убрали. Второй момент, я думаю, что это связано с тем, чтобы не было сговоров крупных брендов с социальными сетями по уникальному продвижению их товаров. Хотя здесь закон странноватый, как будто сами себе в ногу стреляют, потому что основные рекламодатели сейчас, конечно же, крупнейшие компании, которые есть в России, которые в той или иной степени части государства точно принадлежат. Либо же хотят сделать таким образом более конкурентную среду, чтобы более мелкие социальные сети могли на этом фоне немного подрасти, если большие социальные сети будут чуть больше контролировать, и, возможно, для дополнительных поступлений в бюджет, потому что такие регулировки же и накладывают штрафы. С учетом того, что этот закон распространяется только на соцсети, у которых от 100 тысяч подписчиков в день, это уже достаточно крупные компании. Я не думаю, что именно как-то критично на них это отразится, но в рамках того, сколько нужно денег тратить на поддержание такой большой социальной сети, я не уверен, что это большие деньги, условно говоря, доработать юротдел для того, чтобы еще следить за этим процессом».

Вопрос регулирования соцсетей и поисковиков должны проработать до 20 апреля 2023 года.