«Смартфоны реально за нами следят» – новосибирские IT-эксперты рассказали о жалобах на коммерческую прослушку
Специалисты по информационной безопасности регистрируют рост числа обращений по поводу так называемой коммерческой прослушки. Жалобы на то, что «я только сказал, ничего не гуглил, и тут же прилетела реклама», больше никто не называет параноидальными. IT-эксперты подтверждают, что гаджеты и приложения активно следят за пользователями. И говорят, что дальше будет только хуже.
Еще несколько лет жалобы на смартфоны и компьютеры, которые подслушивают своих хозяев, казались странными и вызывали улыбки у окружающих. Сейчас это почти норма: человек видит персонифицированную рекламу, даже если не искал этот товар или услугу в интернете, а просто с кем-то об этом поговорил. Многих пользователей раздражает и даже пугает такая слежка. Журналист BFM-Новосибирск решил узнать, как это работает после личной истории: озвученная жалоба на боль в зубе через несколько часов обернулась появлением на экране ноутбука рекламы зубных протезов.
«Техническая возможность для прослушки человека с помощью его смартфона или компьютера/ноутбука существует, это известно, – говорит руководитель отдела внедрения и технического сопровождения компании «Призма-С», старший преподаватель кафедры САПР СибГУТИ Антон Киселев. – В некоторых приложениях, как я слышал, есть определённый, скажем так, кусочек кода, который отвечает за подключение микрофона и реагирования на определенные слова, которые микрофон фиксирует. Если система слышит это слово, оно отправляется на некий сервер. Человек несколько раз произносит какое-то слово – фиксируется его интерес к этой теме. И это может учитываться при демонстрации рекламы: человеку направляются определенные предложения».
При этом эксперты считают, что целевой показ рекламы в большинстве случае не связан с коммерческой прослушкой. У больших корпораций есть другие, часто более действенные, способы узнать, что у пользователя заболело и куда он хочет полететь в отпуск.
фото с сайта ru.freepik.com
«За нами следят. Так и есть, это не паранойя. Да, можно слушать пользователя через микрофон, встроенный в его смартфон или ноутбук. Более того, я уверен, что такая слежка применяется, но она применяется точечно, – говорит заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» Руслан Пермяков. – Но я не думаю, что большие корпорации слушают микрофоны. Это слишком хлопотно: информацию (звук) надо доставить в дата-центр, проанализировать, выявить стоп-слова, передать куда-то еще. Информацию для целевой рекламы проще выдергивать из тех следов, которые уже оцифрованы».
На указанном выше примере с темой зубной боли Руслан Пермяков объяснил, как это может работать:
«Вы говорите, что ничего не искали в поисковой системе, а просто сказали вслух. Но при этом добавили, что записались к своему стоматологу на прием, отправив ему сообщение через WhatsApp*. Мессенджер относится к Meta**, то есть это Facebook***. Вашего стоматолога, как и вас, эта соцсеть знает, потому что есть открытые профили. Вот вам и канал утечки – всё в цифровом виде уже есть, ничего слушать не надо. Добро пожаловать в современный мир. Я еще в 2017 году говорил, что Большой брат следит за нами, и этот Большой брат работает в маркетинге».
Тем, кого раздражает или настораживает целевая реклама, эксперты советуют блокировать треккеры в браузерах, отключить геолокацию в сотовых телефонах, ограничивать доступ к микрофону различных приложений, внимательно посмотреть настройки соцсетей и отключить там рекламу на основе предпочтений. Но айтишники подчеркивают, что ни один из способов не является стопроцентной защитой от маркетинговой слежки. Помочь может разве что полный отказ от использования гаджетов.
Специалисты по информационной безопасности называют такое положение дел неизбежной платой за технологическое развитие. Они уверены, что уже совсем скоро искусственный интеллект научится на основе анализа большого количества данных о человеке, предсказывать, когда и что у него заболит, когда ему понадобятся новые кроссовки и т.д. Пользователю еще не успеет ничего сказать вслух или забить в поисковой строке, а ему уже придет соответствующая реклама.
* WhatsApp принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремисткой организацией ** Корпорация Meta признана в России экстремистской организацией *** Facebook принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремисткой организацией.