Четыре легальных способа получить права на публикацию фотографий

Весной 2022 года зарубежные фотостоки закрыли доступ для россиян и заблокировали отечественным компаниям доступ к предоплаченным услугам. Агентства вынуждены искать альтернативные источники легального контента. Фоторедактор агентства Legion-Media Влада Кузнецова рассказала Sostav, как получить качественные фотографии для публикации в медиа.

Четыре легальных способа получить права на публикацию фотографий
© Sostav.ru

Собственный продакшен Этот способ предполагает, что издание нанимает фотографа и собственными силами организует съёмку для конкретной публикации. У заказчика — издательского дома или интернет-портала — есть несколько вариантов оформления прав на снимки.

Навсегда получить права на публикацию и другое использование контента. Фотографу в таком случае причитается гонорар и сохранение авторских прав — он может использовать снимки для портфолио, выставки или фотоальбома. Получить права на безвременное использование опубликованных кадров. В распоряжение фотографа переходят «аутсы», т.е. оставшиеся дубли. Он может использовать их по своему усмотрению, например, опубликовать в другом издании или передать в агентство, представляющее его интересы.Получить права на время. Когда заканчивается период, оговорённый в соглашении, права возвращаются автору. Важно при этом помнить о других участниках съёмки. Обычно модель, которая позировала на фотосессии, подписывает релиз только на первоначальную публикацию, а на все последующие нужно снова получать разрешение. Со стилистом и остальными участниками команды тоже могут быть заключены договоры с вариациями. Во время съёмки репортажа в общественном месте релиз не нужен. Права на контент агентства Можно приобрести права на публикацию контента из базы профильного агентства. Выбрав этот способ, важно выполнить условия сделки: правильно подписать автора и название агентства, публиковать фотографии только в чётко оговоренных форматах, заранее заручиться разрешением селебрити, если речь идёт постановочной фотосессии, вовремя внести оплату. Правила касаются как постановочных, так и репортажных фото.

При редакционном использовании покупатель может лишь единожды опубликовать снимок, на который он получил права. Если через несколько лет ему снова понадобится этот кадр, очищать на него права и оформлять покупку придется заново, даже если фото в высоком разрешении сохранилось в архивах.

ПромоматериалыЭтот способ предполагает, что бренд, кинокомпания, музыкант бесплатно предоставляют фотографии изданию, преследуя PR-цель.

Синдикация контента Синдикация — повторное использование готового контента для публикации на других ресурсах. Оформить её помогают агентства, такие как Legion-Media. Публиковать повторно лицензированные фотографии можно после снятия эмбарго, то есть после определённой даты или при выполнении определённых условий.

Бренд может синдицировать фотографии для публикации в своём издании в другой стране, для печати снимков, ранее размещённых в конкурирующем издании.

Повторное лицензирование фотографий в новостных и глянцевых изданиях происходит по двум схемам.

Создание на собственной базе агентства или синдикационного отдела для оформления и продажи архивных фото. Так действует издательский дом Conde Nast, использующий единый архив с макетами, фотографиями, иллюстрациями и коллажами для подготовки публикаций этой медиакомпании по всему миру. Передача архивов в профессиональное агентство. Этот способ использует газета Los Angeles Times. Он упрощает жизнь: не нужно нанимать сотрудников для оформления и реализации контента и беспокоиться о продажах. В агентстве проверят права, добавят ключевые слова, позаботятся о продвижении коллекции и перечислят владельцу контента доход за вычетом своей комиссии. Где используют синдикацию контента Повторное лицензирование репортажных фотографий используют давно. Новостные издания стремятся первыми найти сенсацию и дорожат эксклюзивными снимками, но только до момента публикации. Когда номер вышел в печать, можно продать размещённые в нём фотографии. По красной дорожке в Каннах ежегодно проходят почти одни и те же гости, но снимки с кинофестиваля покупают минимум в течение года — вплоть до следующего фестиваля. Иногда и дольше, если некое издание решит изучить, как менялся стиль публичного человека или проследить биографию знаменитости.

А вот в сфере глянца синдикация упорядочилась недавно. Крупные международные агентства вроде Art&Commerce, которые занимаются повторным лицензированием, начинали работу как продакшен-агентства. Издательства заказывали у них услуги фотографов, парикмахеров, стилистов, визажистов, художников по интерьеру. Начало двухтысячных для меня как фоторедактора запомнилось ежедневным пролистыванием разных портфолио на таких сайтах ради свежей съёмки селебрити — тогда на них отсутствовал поиск по ключевому слову. В те времена эти агентства ещё не занимались продажей опубликованных сессий. Если мне везло, и я находила такую съёмку, то связывалась с менеджером агентства в надежде, что эмбарго на неё уже снято, и у меня есть шанс договориться о перепубликации.

Со временем агентства осознали, что синдикация приносит не меньше, а даже больше денег, и начали перестраивать работу на повторное лицензирование. Их сайты стали похожи на страницы стоковых и новостных агентств, на которых есть поиск по ключевому слову или имени знаменитости. А современные фотоагентства изначально занимаются и синдикацией, и продакшеном.

Приведу пример выгодной сделки. Американский фотограф Кеннет Виллардт в двухтысячных приехал в Россию, чтобы снять портреты победительниц одного проекта для глянцевого журнала. За съёмку из 12 портретов, занявшую четыре дня, он получил всего $1750. Для сравнения, его ретушёрам заплатили за те же портреты $3 тыс. Их опубликовали, после чего он отдал работы на реализацию агентству наряду с другими фотографиями разных жанров — селебрити, фешен, бьюти. Теперь на российском рынке за каждый из этих снимков страничного размера дают по $500-$800. Даже если Виллардт продаёт всего несколько работ в месяц, доход от их реализации перекрывает его гонорар за российский проект, тем более, что с его стороны не требуется никаких затрат, кроме отправки фотографий в агентство.

А как в России? В России культуры повторного лицензирования в глянце не выработано. Часто права на фотографии у авторов отчуждают заказчики. Только несколько издательств продают постановочные снимки в небольших объёмах. За редким исключением в издательствах даже нет единой базы отснятого материала, чтобы фоторедактор мог найти нужный кадр.

Главная причина — нежелание тратить человеческие ресурсы на ежедневное оформление отснятого материала в архив: отретушированные файлы нужно описать (автор, дата, имя знаменитости или модели, несколько ключевых слов) и закаталогизировать, не говоря о том, чтобы проверить все договоры и соглашения на съёмку, чтобы в будущем не возникало проблем с соблюдением авторских прав.

Те же проблемы с репортажными съёмками, сделанными на заказ для конкретного издания или PR-агентства.

Даже в том случае, когда фотограф остаётся правообладателем, его трудно сподвигнуть на то, чтобы он отдал свои архивы в агентство. Он согласен, что это принесёт ему доход, но разобраться в контрактах, архивах, подготовить файлы для продажи для него — неподъёмная ноша.

Можно сказать, что заказная съёмка в нашей стране — явление одноразовое, но так быть не должно!

Несмотря на то, что рынок печати переживает тяжелые времена, средства массовой информации продолжают развиваться в сторону веба и мультимедиа. Самый дешёвый с точки зрения стоимости фотографий сегмент — интернет-СМИ, но от этого онлайн-издания не меньше нуждаются в высокопрофессиональных съёмках. Кроме того, интернет обеспечивает невероятные объёмы продаж.

Именно синдикация может помочь рынку насытиться профессиональными снимками. Механизм прост: глянцевое издание организует собственный продакшен — оплачивает услуги фотографа, стилиста, визажиста, парикмахера, оборудование, интерьер, реквизит, локацию, одежду и аксессуары. Для поддержания престижа к подготовке публикаций на лощёной бумаге привлекают лучших, придумывают необычное, выкладываются по максимуму.

В свою очередь покупатели этих фотографий значительно экономят, ведь они платят только за готовый результат. Даже те, кто пользуется стоковыми подписками и не могут себе позволить ничего сложнее снимка офис-менеджера с яблоком в руках для статьи о диете, благодаря повторному лицензированию могут приобрести фотографию, выполненную профессионалами высшего уровня. Она обойдётся дороже стоковой, но по силе воздействия будет выигрывать, и вложения окупятся. Купить готовый репортажный материал тоже проще, чем организовывать самостоятельно — нанимать фотографа, обеспечивать ему пропуска и аккредитацию, отправлять за свой счёт в командировку.

Многие отечественные фотографы, издательские дома, интернет-порталы обладают богатейшим архивом снимков, но не делятся с рынком ценным материалом, поэтому в России необходимо развивать процесс повторного лицензирования, и чем скорее, тем лучше.