Можно ли сесть в тюрьму за ведение Инстаграма*? Разбираем историю блогерши, которой грозит 6 лет колонии
18-летней Веронике Логиновой грозит 6 лет тюрьмы за ведение Инстаграма*. Это первый в России случай, когда блогера пытаются привлечь к уголовной ответственности за посты в соцсети. Super удалось связаться с Вероникой, чтобы выяснить, в какой форме и за что, по ее мнению, она получила предупреждение. О том, как работает закон и можно ли попасть в тюрьму за посты в Инстаграме*, нам рассказали юристы.
Все случилось 17 августа. В этот день Вероника проснулась в Париже от звонка мамы: «К нам домой пришла полиция. Они ищут тебя». Прокурор Кунцевской межрайонной прокуратуры разглядел в активности Вероники «признаки экстремистской деятельности». Согласно законодательству РФ, за это предусмотрена уголовная ответственность со сроком до 6 лет лишения свободы по статье 282.2 УК ОРФ ч.1.1 («Организация деятельности экстремистской организации»).
По словам фэшн-блогера, на своей странице она публиковала только посты на психологическую тематику и ни разу не касалась политической повестки. В разговоре с Super девушка рассказала, что, несмотря на пребывание в другой стране, возможностью настроить таргет она не пользовалась.
Можно ли попасть в тюрьму за посты в Инстаграме*?
Несколько месяцев назад прокурор, выступивший по делу о признании Meta*** экстремистской организацией, заявлял, что использование Фейсбука** и Инстаграма* не будет считаться экстремизмом. Тогда же поступили некоторые уточнения: за любые финансовые переводы, связанные с Инстаграмом* и Фейсбуком**, распространение символики (например, визитных карточек) к ответственности все-таки могут привлечь.
В предупреждении прокуратуры, которую получила Логинова, указана только одна причина ее отправки: «продолжила размещать материалы в Инстаграме*». Чтобы разобраться, за что на самом деле могут привлечь к ответственности, Super связался с несколькими юристами. Двое из них отказались от комментариев, сославшись на то, что позиция государственных органов по вопросу противоречива и еще до конца не сформирована.
По словам адвоката Алексея Михальчика, преступления в использовании Инстаграма* и правда нет. Совсем другое дело — посты, связанные с событиями на Украине или разжиганием национальный розни (а теперь еще и мобилизацией).
Можно ли рекламировать другие аккаунты в Инстаграме*?
Super связался с Дмитрием Козяйкиным — адвокатом, который работает с известными блогерами. Он подтвердил, что по решению суда по делу о признании Meta*** экстремистской организацией в России по-прежнему можно пользоваться как Инстаграмом*, так и Фейсбуком**. По его словам, за рекламу сторонних ссылок и аккаунтов, не связанных с финансированием и продвижением Meta***, привлечь к ответственности нельзя.
Словом, выдыхаем, но держим ухо востро. Последующие действия органов по делу Вероники пока что сокрыты от нас завесой тайны.
*Инстаграм — запрещен в РФ
**Фейсбук — запрещен в РФ
***Meta — запрещена в РФ