Что такое цифровое бессмертие
Новые технологии пока не способны предотвратить старение и смерть, но могут воссоздать и сохранить цифровой образ человека. Чат-боты, аватары и голограммы уже научились говорить фразами и голосами умерших. Как искусственный интеллект, VR и 3D приближают цифровое бессмертие, разбираемся вместе с директором по акселерации по направлению технологий виртуальной и дополнительной реальности ИТ-кластера Фонда «Сколково» Алексеем Каленчуком.
Алексей Каленчук
Директор по акселерации по направлению технологий виртуальной и дополнительной реальности ИТ-кластера Фонда «Сколково»
Что такое цифровое бессмертие?
Некоторые футурологи предполагают, что человечество победит смерть с помощью переноса сознания человека в аватар, реальный или виртуальный. Культура довольно активно осваивает эту теорию. Например, в сериале «Видоизмененный углерод» люди умеют записывать сознание и воспоминания человека на специальные носители и перемещать их в новое тело. А в сериале «Загрузка» сознание людей переносят на цифровую матрицу и затем — в специально созданный мир.
Однако в реальности ученые пока недостаточно знают о работе мозга, чтобы скопировать сознание. Кроме того, уровень развития искусственного интеллекта, который мог бы помочь решить эту задачу, еще крайне невысок.
«До сих пор нет технологий, которые бы позволяли загрузить сознание в какую-то нейросеть или на другой носитель. Такая возможность остается уделом фантастов», — подтверждает Алексей Каленчук, директор по акселерации по направлению технологий виртуальной и дополнительной реальности ИТ-кластера Фонда «Сколково».
По его словам, цифровое бессмертие сегодня достигается путем увековечивания памяти о человеке с помощью цифровых двойников и чат-ботов. Иначе говоря, речь не о бессмертии, а об эволюции воспоминаний.
«Если раньше были портреты, фото и видео, то сейчас возможно сделать цифровую копию близкого человека, к которой можно обратиться за советом или беседой даже после его смерти», — поясняет Каленчук.
Как это работает
Помимо искусственного интеллекта, большую роль в развитии индустрии death tech сыграли технологии 3D-визуализации и VR. Цифрового аватара создают на основе 3D-модели, которая потом «оживает» и двигается с помощью компьютерной анимации. Есть различное оборудование для захвата мимики и движений человека. Например, фильм «Аватар» снимали при помощи системы Light stage, которая оцифровывает движения актеров, ориентируясь на отражения лучей света.
Интересные решения в этой области предлагает резидент «Сколково» — компания Twin3D. Разработчики используют уникальные 3D-сканеры головы и тела, с помощью которых достигается стопроцентная фотореаличность при скорости сканирования в 0,01 секунды. Полученные виртуальные образы могут использоваться не только в death tech, но и в компьютерных играх, рекламе, фильмах, метавселенных.
Другой резидент Фонда «Сколково», компания Antilatency, разработала систему отслеживания движений, позволяющую использовать реальные камеры для совмещения съемки живых и виртуальных объектов в одной сцене. После достижения визуального сходства 3D-модель подключают к нейросети, которая при помощи машинного обучения учится распознавать речь, понимать контекст и отвечать на вопросы.
«Продвинутая нейросеть GPT-3 является базой для обучения аватара или чат-бота и воспроизведения фрагментов конкретной личности», — объясняет Каленчук.
Примеры цифровых копий
Чат-боты
В 2016 году стартап с российскими корнями Luka сделал чат-бот с погибшим в ДТП Романом Мазуренко, бывшим арт-директором «Стрелки». По словам сооснователя проекта Евгении Куйды, тогда она впервые столкнулась со смертью и решила попробовать «продлить жизнь» Мазуренко с помощью «цифрового памятника». Создатели собрали все фрагменты переписки, фотографии, статьи, мысли, воспоминания друзей и родных — и сделали AI «Роман». На многие вопросы чат-бот отвечал характерными для покойного фразами.
Годом позднее журналист из США Джеймс Влахос запустил чат-бот со своим отцом, который умер от рака. Пока отец еще был жив, Джеймс записал с ним на диктофон десятки историй, после расшифровки которых вышло 91 970 слов. В результате чат-бот говорит любимыми выражениями Влахоса-старшего, знает биографию родственников и даже узнает их по голосу. Со временем чат-бот научился шутить. Например, на вопрос «Где ты сейчас?» он отвечал: «Наверное, где-то на сервере, в Сан-Франциско».
По словам Джеймса, поначалу ему было больно общаться с цифровой версией отца, но потом он понял, что без нее было бы сложнее пережить утрату.
Аватары
В 2016 году программисты из Южной Кореи «воскресили» в VR семилетнюю девочку, скончавшуюся из-за болезни. Камеры под разным углом фотографировали младшую сестру погибшей. Потом программа совместила все снимки, а также видеозаписи из семейного архива, и получилась 3D-модель. Разработчики воссоздали внешность, голос и мимику девочки. Мама встретилась с копией умершей дочери в виртуальном пространстве. После она призналась, что это помогло ей понять: нужно просто любить дочь, а не сокрушаться из-за потери.
Аватары могут быть не только цифровыми. Так, программист Александр Осипович из Кунгура создал на 3D-принтере копию «Терминатора» и поместил в него 7 часов видео с участием умершего дедушки. При помощи системы распознавания речи робот загрузил речевые обороты умершего и превратил их в базу вопросов — ответов. Если слов для ответа недостаточно, голосом деда робот говорит: «Я ничего не знаю, у меня информации меньше, чем у вас».
Голограммы
Стартап StoryFile разработал технологию, позволяющую создать голограмму человека, которую можно использовать после его смерти. Для этого человек проходит через серию интервью, где ему задают различные вопросы о его семье, друзьях, увлечениях и так далее. Интервью одновременно снимают 20 камер, после записи загружают в нейросеть. Если копии задать вопрос, на который в системе не предусмотрен ответ, она предложит спросить о чем-то еще.
Услугами StoryFile воспользовался исполнитель роли капитана Кирка в «Звездном пути» Уильям Шетнер. По его словам, цифровая копия поможет «сохранить память и наследие для потомков».
В чем сложность
Добиться достоверности — самая трудная задача при создании виртуального двойника, потому что психология и внутренний мир людей очень сложны.
«Мы очень разные, когда разговариваем с разными людьми. Мы похожи на двадцать тысяч личностей одновременно», — признается создательница чат-бота Luka.
Кроме того, для реалистичного эффекта требуется большое количество цифровых данных. Чем внушительнее цифровой след человека — посты в соцсетях, переписка, поисковые запросы, — тем больше шансов на то, что алгоритмы машинного обучения приблизятся к оригинальной личности.
«С темой цифровых двойников умерших связано много этических вопросов, на которые еще только предстоит ответить. Кому принадлежит массив данных о человеке после его ухода? Имеем ли мы право „воскрешать“ человека, если заранее не получили на это разрешение? Всегда возникает вопрос, что виртуальный человек может разболтать о прошлом или исказить», — добавляет эксперт «Сколково» Алексей Каленчук.
Существуют также психологические риски. С одной стороны, общение с цифровой копией близкого человека может обладать терапевтическим эффектом, а с другой — усугубить горе и оторвать человека от реального мира.
Будущее Death Tech
С развитием компьютерных технологий растет популярность науки о переселении сознания — сеттлеретики. Сейчас это больше теоретическая, нежели прикладная область. Однако некоторые исследования способны удивить самых смелых фантастов.
Так, Хоссейн Рахнама из Университета Райерсона разрабатывает концепцию дополненного бессмертия. Его программа должна не просто копировать образ умершего, а оригинально мыслить, то есть речь идет о создании оцифрованной личности. По словам ученого, для имитации собственного чат-бота одному человеку требуется около триллиона гигабайт персональных данных. Он прогнозирует, что к 2070 году большинство миллениалов достигнут или превысят это число.
Ряд ученых предлагают менять отмирающие живые нейроны на искусственные. Таким образом можно как бы роботизировать человека при жизни. Первый искусственный нейрон создали инженеры из Университета Бата в 2019 году.
Участники проекта Blue Brain Project пытаются создать компьютерную модель всех нейронов мозга мыши и благодаря этому лучше понять работу человеческого мозга. Создание первого такого прототипа запланировано на период 2024–2028 гг.
Не исключено, что скоро мы сможем сыграть в онлайн-игру с ботом умершего родственника или навестить его в метавселенной. Это будущее приближают стартапы, которые разрабатывают платформу для разработки виртуальных персонажей для метавселенной и технологию поддержки голосового взаимодействия в компьютерных играх.