Войти в почту

Владимир Правдивый: «Аудитория «Авито» растет, а значит, людям нравится то, что мы делаем»

Российский рынок с каждым годом то и дело пополняется различными сервисами. И хорошими, и не очень. Заказать еду, воспользоваться услугами, купить одежду или найти работу уже не так сложно, учитывая многообразие площадок. Особняком здесь стоит «Авито», сайт, который на протяжении многих лет зарекомендовал себя как удобный и комфортный интернет-сервис.

Владимир Правдивый: «Аудитория «Авито» растет, а значит, людям нравится то, что мы делаем»
© Konkurent.ru

Сегодня «Авито» – это не только ведущий сервис объявлений для любого частного продавца и покупателя, но и эффективный инструмент для бизнеса в масштабах всей страны. Платформа стала незаменимой частью жизни большинства российских семей, без которой обойтись в 2022 году попросту невозможно.

О том, какие времена сейчас переживает компания, рассказал генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый.

– Владимир, в каком направлении сейчас движется «Авито»?

– Курс, по которому движется «Авито», всегда определялся потребностями клиента. Буквально два года назад мы с командой задавали себе вопрос, а каким будет «Авито» 2025 года?

Прежде всего это набор продуктов, за которые клиенты говорят нам спасибо. Они выбирают «Авито» не потому, что больше нет других предложений, а просто потому, что мы делаем свою работу лучше других и предвосхищаем потребности пользователей.

Сейчас ключевая потребность – это запрос на удобство и гарантию. Раньше достаточно было повесить объявление, после которого покупатель находит продавца, они связываются и покидают площадку. Теперь люди привыкли решать несколько задач в рамках одного продукта в одном месте, как, например, сервисы доставки еды или маркетплейсы. Мы предлагаем продуктовые решения аналогичного уровня.

– О чем конкретно идет речь?

– Например, «Авито Доставка». Когда, живя во Владивостоке, любой человек может заказать телефон из Москвы и оплатить его, понимая, что эти деньги точно никуда не исчезнут, тебе не пришлют «кирпич». В отделении почты или другого оператора доставки у покупателя будет возможность проверить телефон, сказать «да», и только тогда продавец получит деньги.

– А в чем преимущество «Авито Доставки» для продавца?

– Продавец понимает, что покупать у него будут не только люди, которые живут рядом с ним в одном городе или регионе, а теперь его аудитория – это вся страна. И он знает, что получит деньги на карточку. Гарантом этого выступает компания «Авито».

– Расскажите про другие сервисы и будут ли развиваться новые?

– Отлично себя зарекомендовал сервис «Авито Аукцион». Это ведь тоже удобство. Здесь продавец всегда имеет возможность выбирать: либо самому продавать свой автомобиль, долго и мучительно, либо это можно сделать проще, и твою машину купит проверенный автодилер.

У нас есть «Автотека»: когда ты покупаешь не кота в мешке, а проверенную машину с прозрачной историей.

По аналогии с этим мы развиваем сервисы в направлении «Авто», «Работа» и «Недвижимость». Сейчас это может показаться немного футуристично, когда люди будут покупать квартиру онлайн, но мы к этому стремимся. Понятное дело, что стопроцентной сделки онлайн не будет, но многие из болезненных этапов процедуры нашим пользователям удастся избежать.

– У вас множество вертикалей-направлений бизнеса – «Товары», «Работа», «Авто», «Недвижимость», «Услуги». Когда вы понимаете, что необходимо развивать то или иное направление? Есть вероятность, что появятся новые вертикали?

– Здесь нужно продолжать идти за потребностями. Очень многие вертикали были созданы не потому, что они были в изначальном плане.

Когда компанию только строили, была идея, что «Авито» – это максимум 40 сотрудников. А зачем больше? Сервис строился вокруг продажи двух колясок, домашних питомцев или б/у вещей.

И даже рекламная кампания была: «Сколько стоит твой беспорядок? Освободи свой гардероб!»

Потом мы заметили, что люди размещают на «Авито Авто» не только вещи, но и автомобили, и недвижимость. Люди стали искать здесь работу, размещать вакансии. И вот, идя за пользователем, мы подхватывали этот тренд, усиливали его через удобные интерфейсы и механику. Это, конечно же, было осознанное действие.

Далее мы создали сервис «Автотека». Планомерно нужно было собрать всю историю, базы данных, организовать дилеров, страховые компании, соорудить весь этот продукт, понимая, что это нужно пользователям.

И при всем этом важно смотреть за опытом передовых стран, какие продукты создают по всему миру. Весьма вероятно, что если тем или иным продуктом пользуются в Норвегии или в Англии, то наверняка российским пользователям это тоже пригодится.

– Ведется ли работа по присутствию сотрудников «Авито» в регионах России?

– Изначально «Авито» развивался только в Москве и Санкт-Петербурге. В столице у нас были команды разработки, менеджмента, маркетинга. В Петербурге базировался клиентский сервис и продажи. А сейчас даже во Владивостоке есть менеджер в направлении автозапчастей и аксессуаров.

Совсем недавно наша команда приезжала во Владивосток, чтобы провести насыщенный «АвитоДень». Там были сотрудники всех вертикалей «Авито», они проводили клиентские встречи.

Кроме того, открываем новые офисы в Казани и Самаре.

– «Авито» в каждом регионе старается не преобладать над другими площадками, а создать альтернативу. Вы разделяете такой подход?

– Я считаю, что у клиента должен быть выбор, как решить свой вопрос. Как правило, он выбирает самый удобный вариант. «Авито» пришел на этот рынок, когда были сервисы «Из рук в руки», «Авто.ру», hh.ru, «ЦИАН» и Youdo. Сейчас мы вполне конкурентоспособны.

Я надеюсь, мы делаем свою работу хорошо. И потребитель голосует за это своими действиями. Аудитория «Авито» растет. Это означает, что пользователям нравится то, что мы делаем.

– «Авито» в последние годы ведет активную рекламную кампанию по всей стране, и это действительно работает, число пользователей растет. Или так может показаться только на первый взгляд?

– Так и есть. Особенно еще более востребованной платформа становится в период турбулентности. Может быть, прозвучит субъективно, но в Москве и Санкт-Петербурге присутствие «Авито» в жизни людей наблюдается уже очень давно, регионы показывают сейчас впечатляющий рост.

Пожалуй, соглашусь, что наш маркетинг стал работать более точечно и эффективно. Но есть еще и сарафанное радио. Самый благодарный маркетинг – это не платная какая-то история, а когда люди говорят о нас везде и всюду. Я попробовал «Авито», у меня получилось, и я доволен. И так далее.

– Владимир, а в свете последних событий можно сказать, что «Авито» даже немножко выиграл? Например, в сфере авто?

– Как раз мне кажется, что в сфере авто не выиграл вообще никто, потому что в целом рынок уменьшился. Единственное, что можно сказать точно, это то, что относительно вырос спрос на вторичные автомобили. Но если говорить об абсолютном объеме, то авторынок просел, и рост цен, конечно же, понижает спрос. Люди не готовы платить за автомобили выше определенной цены. Поэтому я считаю, что как раз на авторынке никто не выиграл.

«Авито» определенно выиграл в сегменте «Товары и услуги». В этом отношении сказался уход Instagram (социальная сеть признана экстремистской и запрещена в России), где были действительно активные пользователи, которые совершенно неожиданно открыли для себя «Авито», где есть огромная аудитория и масса предложений.

Это просто эффект «первого продукта», но вот они попробовали «Авито» и поняли, что мы решаем их проблемы или точно так же, или лучше, чем предыдущие площадки.

Уход ряда брендов усилил спрос на поиск товаров и услуг на мультисервисных площадках, таких как «Авито».

– Скажите, в чем залог успеха «Авито»?

– Мы мыслим категориями команды – команды, которая действительно знает и любит свое дело. У нас есть простая и четкая цель – делать самый лучший продукт. Быть не просто лучшей компанией в России, но лучшей компанией в мире, создавать тренды в глобальном масштабе. У «Авито» уже это получается: полгода назад мы стали компанией номер один в мировом рейтинге наиболее посещаемых сайтов объявлений по данным Similar Web.

Следующая наша цель – стать номер один по всем показателям удобства создаваемых нами продуктов. А их количество и охват стремительно растут – мы уже объединяем и создаем сервисы не только для частных предпринимателей, но и для больших компаний, выходим за пределы онлайн-платформы, как в случае с сервисом «Авито Доставка», что требует интеграции с большим количеством сторонних компаний и логистических операторов.

По сути, сегодня «Авито» – это общероссийский мультисервис полного цикла для реализации понятных пользовательских потребностей: купить, продать, арендовать, оказать услугу, в том числе по найму рабочей силы.

– «Авито» является ведущим классифайдом в мире, но все мы знаем о поправках в Закон «О рекламе», которые могут принять в ближайшее время. Обсуждается создание единого оператора цифровых рекламных конструкций для наружной рекламы и классифайдов. Как это скажется на компании?

– Сайт «Авито» ежемесячно используют 56 миллионов россиян, а значит, последствия этого закона коснутся каждой российской семьи. Сложно встретить человека, у которого нет аккаунта на «Авито».

Принятие поправок в закон и запрет работы текущих компаний классифайдов будет означать, что, во-первых, будут наказаны добросовестные компании, которые всегда соблюдали законодательство. Де-факто, это обесценивает усилия государства по росту законопослушности бизнес-среды.

Пострадает вся отрасль, которая нанимает десятки тысяч человек, платит десятки миллиардов рублей налогов. Она прошла путь от простых сайтов объявлений до полноценного мультисервиса.

– Как утверждают авторы поправок, единый оператор должен способствовать укреплению информационной безопасности страны. Что может ответить и предложить «Авито» со своей стороны?

– Конечно, мы понимаем вопрос важности национальной безопасности. Нет ни одного установленного судом факта утечки данных со стороны «Авито». Компания не производит трансграничную передачу данных частных российских пользователей. И никто за пределами Российской Федерации не имеет к ним доступа. «Авито» проходила проверки Роскомнадзора. Хранение персональных данных ведется должным образом, и всем понятно, что никакие физические или иностранные лица не имеют доступа к данным, которые хранятся в нашей стране с точным соблюдением закона.

Мы считаем, что нужно исключить регулирование классифайдов из текста законопроекта, который сейчас готовится ко второму чтению. Создание одного монопольного оператора – это разрушение всей нашей индустрии. А кроме того, наказание практически всех россиян, российского малого и среднего бизнеса и удар по российскому бюджету. Стабильность любой экономики кроется в уверенности и стабильности общества.

Мы готовы обсуждать и внедрять инициативы, которые с помощью нашей платформы сделают нашу экономику и страну сильнее и благополучнее, а жизнь каждого россиянина и предпринимателя – стабильнее.

– Какое будущее у «Авито»? Как компания будет развиваться?

– За 15 лет работы у «Авито» было много нестандартных ситуаций, из которых мы всегда находили выход. Чем успешнее бизнес, тем выше конкуренция, и мы это приветствуем как стимул для нестандартных, креативных решений и развития. Самый важный заказчик для нас – это наш клиент. Мы ориентируемся на мировые продукты и тренды, стараемся предвосхищать желания и потребности нашей аудитории. На сегодняшний день уже сложно представить нашу жизнь без «Авито» и других цифровых платформ индустрии сервиса в России, которые сильно выросли за последние годы и задали очень высокую планку стандартов. Мы, как потребители, не всегда отдаем себе в этом отчет, а объективно оценить это можно, только сравнив подобные сервисы в других странах.