Суд выписал WhatsАpp максимальный штраф за нелокализацию данных. Сервис принадлежит корпорации Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена. Сумма взыскания составит 18 миллионов рублей — это верхний предел по соответствующей статье Административного кодекса. Также штрафы в размере от 500 тысяч до 2 миллионов рублей были выписаны сервисам Tinder, Snapchat и Spotify и порталу Hotels.com.
Максимальный объем взыскания с WhatsАpp за нелокализацию данных россиян — последствие отказа сервиса выплатить предыдущий штраф за те же нарушения. Компания признана виновной по статье о «повторном невыполнении... обязанности по обеспечению... хранения персональных данных... на территории России».
Объем новых взысканий в отношении других сервисов заметно меньше — 2 миллиона для сервиса знакомств Tinder, по 1 миллиону для соцсети Snapchat и платформы Hotels.com и полмиллиона для музыкальной площадки Spotify. Ранее за нелокализацию были оштрафованы Zoom, Apple, Twitch, Pinterest, Airbnb и другие сервисы.
По подсчетам газеты «Коммерсантъ», сумма штрафов за всю историю существования статьи достигла 84 миллионов рублей. Две трети объема взысканий приходится на WhatsАpp, Facebook (принадлежит корпорации Meta, компания признана экстремистской и запрещена в РФ), Twitter (заблокирован в РФ) и Google. Велика ли вероятность, что компании решат рассчитаться? Рассуждает руководитель практики IP, Tech & Privacy консалтинговой компании Comply Артем Дмитриев:
Артем Дмитриев руководитель практики IP, Tech & Privacy консалтинговой компании Comply «На самом деле, прецеденты уплаты таких штрафов были. Потому что до этого ранее такие именно типы штрафов присуждались Facebook, WhatsApp и Google, но справедливо заметить, что это было еще до начала СВО. Поэтому заплатят ли эти компании сейчас аналогичные штрафы, это большой вопрос, скорее даже, наверное, риторический вопрос. По сути, это означает, что нужно заплатить не только этот штраф, но для того, чтобы избежать буквально в скором времени еще одного очередного такого же точно штрафа или повышенного штрафа, необходимо сделать большие инвестиции, долговременные инвестиции в достаточно сложный проект по налаживанию здесь, в России, IT-инфраструктуры для того, чтобы эти данные здесь локализовали. Изменить свои процессы, алгоритмы — это действительно очень сложно, это очень долго. Собственно, означает большие инвестиции в Россию, а с учетом геополитической, экономической ситуации, вряд ли эти компании в своем деле действительно заинтересованы в каких бы то ни было инвестициях в нашу экономику».
Оказывать давление на оштрафованные компании может быть непросто. Большинство западных IT-гигантов и сервисов уже почти полгода не получают или почти не получают доходов из России. Часть сами отказались принимать платежи от российских аккаунтов, другие потеряли такую возможность из-за ухода Visa и Mastercard. Тот же Tinder, по оценкам Statista, в прошлом году заработал в России около 7 миллионов долларов на платных подписках, которые делали пользователей более заметными для потенциальных партнеров. Сервис продолжает работать, но эти доходы обнулились — тогда зачем платить больше? Если сервисы откажутся платить — а скорее даже, когда откажутся — как будет реагировать российский регулятор? Комментирует руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин:
Кирилл Никитин руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex «Безусловно, риски того, что это решение не будет исполнено, конечно, есть, они велики, поскольку сейчас использовать, допустим, какие-то международные инструменты, международные соглашения о правовой помощи нам, конечно, затруднительно, и вряд ли они будут исполнены. Самое очевидное, что можно с ними сделать, — наложить взыскание на имущество компаний, однако здесь проблема в том, что такие компании зачастую не имеют представительства в Российской Федерации и, соответственно, имущества у них здесь тоже нет. Фактически до того момента, когда компании не окажутся в сфере действия российской юрисдикции, реально взыскать деньги с них будет, безусловно, трудно. Тот факт, что они решения свои не исполняют, это в том числе в совокупности с тем нарушением — нелокализацией — это основание для их блокировки, да, вполне себе. Мы не исключаем, что вот такая санкция будет проведена».
Как сообщили ранее в Роскомнадзоре, данные российских пользователей уже локализовали в России около 600 зарубежных компаний. По данным ведомства, среди них Apple, Microsoft, Samsung, PayPal, Booking.com и LG. В 2016 году за нарушение требований о локализации была заблокирована деловая соцсеть LinkedIn. Суд удовлетворил соответствующий иск Роскомнадзора в 2016 году, и с тех пор платформа доступна только через VPN.