Самарцам рассказали, как изменились правила регистрации водного транспорта
С 1 марта 2022 года вступили в силу многие новшества и изменения, касающиеся владельцев лодок и катеров. Введен новый порядок регистрации маломерных судов, а также правила аттестации на право управления ими и новый регламент прохождения ТО маломерного судна. Как пояснил начальник Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области Александр Старов, на территории региона зарегистрировано более 46 тыс. маломерных судов. Это не все количество судов, находящихся в акватории области, так как есть суда, которые не подлежат регистрации. Как правило, это водный транспорт до 200 кг мощностью до 8 лошадиных сил. В основном небольшие надувные лодки используются для рыбалки и отдыха на малых реках. Все остальные плавсредства подлежат обязательной регистрации. - Согласно вступившим в силу изменениям, невозможно снять лодку с учета по договору купли-продажи и не ставить ее на учет для того, чтобы не платить налог. Сейчас собственник маломерного судна обязан обратиться в подразделение ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации маломерного судна, права собственности на маломерное судно в течение месяца со дня оформления документов, подтверждающих возникновение, переход прав на маломерное судно. То есть маломерные суда стоят на учете после первой регистрации, можно сказать, "вечно". Исключение возможно. Это либо гибель судна, повреждения, которые не позволяют его восстановить, а также переход в иностранный реестр и переход судна в речной регистр для использования судна в коммерческих целях. Лодки, поднадзорные ГИМС, не могут использоваться для коммерции, - рассказал Старов. Как отметил специалист, если раньше на зиму можно было снять лодку или катер с учета, чтобы не платить налоги, а летом ее вновь зарегистрировать, то теперь эта возможность исключается. Также после того, как заключен договор купли-продажи, новый владелец судна обязан в течение месяца зарегистрировать право собственности на себя. Если покупатель не успел это сделать, ему придется заплатить штраф. - Согласно новым правилам, судну присваивается номер при первичной регистрации. Это так называемый вечный номер. Суда, которые уже стоят на учете, имеют бортовой номер. Он останется до исключения лодки или катера из реестра. Для того чтобы поставить лодку на учет, владелец должен предъявить паспорт, договор купли-продажи, акт приема-передачи лодки, техническая документация (техпаспорт на лодку и двигатель), сертификат соответствия или классификационное свидетельство. Нужно будет оплатить госпошлину, подать заявление на сайте "Госуслуги". В назначенное время судовладелец должен показать судно специалисту. Если нет нареканий и документы составлены верно, судно зарегистрируют. - Судно должно быть обеспечено всем необходимым для безопасности – спасательные жилеты по количеству людей на борту, сигнально-отличительные огни, огнетушитель, фонарь белого цвета, ракетница, аптечка, якорь, швартовое устройство. На судне должны быть нанесены бортовые номера. Если вы не собираетесь выходить на судне в море, а лишь плавать по рекам Самарской области, то наличие УКВ-радиостанции в комплекте необходимого снаряжения не обязательно, - отметил Старов. Маломерные суда подлежат техническому освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации в реестре. Специалист призвал владельцев лодок и катеров не затягивать с процедурой, если срок технического освидетельствования подходит к завершению. Как показывает практика, очередь на ТО занимает около двух недель. - Если вы видите, что срок действия документа заканчивается, вы можете спокойно без очередей пройти освидетельствование, к примеру, осенью, чтобы летом уже плавать, - подчеркнул Старов. Государственный инспектор имеет право остановить судовладельца не только если тот нарушает правила, но и для проверки документов. Раньше этого в законе не было прописано. - Инспектор может остановить любое судно. Судоводитель обязан предъявить удостоверение на право управления, судовой билет. Если судоводитель не является собственником, нужно предъявить доверенность. Судоводитель имеет право попросить показать инспектора его удостоверение, - пояснил Старов. В прошлом году штраф за отсутствие спасательного жилета на борту вырос до 15 тыс. рублей. - Жилет должен быть либо на человеке, либо в максимальной доступности, чтобы быстро его надеть. Потому что в случае чрезвычайной ситуации в открытой воде человек продержится меньше минуты и его уже невозможно будет спасти, - подчеркнул спикер. Также одно из нововведений этого года – электронный судовой билет. При получении судовых билетов каждое плавсредство будет иметь свой QR-код. Их выдают в электронном виде, после чего их можно будет распечатать, заламинировать или предъявлять с телефона. Переживать за сохранность данных не нужно, так как QR-код защищен от считывания обычными приложениями. Считыватель кода будет только у инспектора. В завершение брифинга Александр Старов призвал граждан с уважением относиться к воде, не пренебрегать правилами безопасности, не вставать за штурвал будучи в нетрезвом виде и не заходить в запретные для судов места.