Контент уже не тот: выживут ли блогеры в современной реальности?
Ещё недавно слово «блогер» было символом всего модного и продвинутого. Представители новой профессии собирали миллионную аудиторию, формировали мнения людей и составляли конкуренцию традиционным СМИ. Но этой весной мир блогеров и всей интернет-индустрии разделился на «до» и «после». Популярные соцсети заблокировали, развлекательные посты и фото вызывали только раздражение, переход на новые интернет-площадки оказался болезненным. Как же будут выживать новоиспечённые звёзды интернета в нынешней реальности? Или эпохе блогерства пришёл конец? Эти вопросы обсудили на экспертной сессии конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая прошла в Нижнем Новгороде на прошлой неделе. Мода на новости Ретрообложки глянцевых журналов, топ-модели в купальниках, красные ковровые дорожки и подиумы – в телеграм-канале «Луис Иванович Вьютон» роскошно, модно и стильно. Однако после начала спецоперации на Украине на первый план вышла совершенно другая повестка. И подобные блоги, казалось, остались не у дел. « Мы готовы были уже прощаться со своей аудиторией, потому что классические новостные каналы взяли всю аудиторию на себя, – рассказала главный редактор телеграм-канала «Луис Иванович Вьютон» Евгения Белоусова. – Кого будет волновать, какие туфли сейчас модные? Но прошло дня три, и люди почувствовали потребность в позитивном контенте. Хотя сейчас трудно выявить тренды. Они стихийные, непостоянные, неустойчивые. Наш канал поднялся по подписчикам, потому что пришли новые люди. Мы ищем коллаборацию с новыми форматами, чтобы расширять аудиторию. Сейчас классный шанс открыть себя в новом направлении». Сложнее пришлось тем блогерам, которым нужно было не просто удерживать внимание своей аудитории, но и «переезжать» вместе с ней на другую платформу. В «ТикТоке» блогер Никита Левинский публиковал видео для 1,9 млн подписчиков. Однако в марте социальная сеть приостановила возможность публикации новых роликов и трансляций в России. «Обычные пользователи как смотрели, как потребляли контент в «ТикТоке», так и продолжают это делать, – рассказал Никита. – Пострадали именно авторы. Если сначала у нас была возможность с какими-то костылями, через миллион программ всё-таки выкладывать видео, то сейчас выложить ролик, чтобы его увидели в России, невозможно, а у российских блогеров большая часть аудитории русскоязычная. То есть у меня нет инструментов, чтобы связаться со своей аудиторией в «ТикТоке». Моим выбором стал «ВКонтакте». Но здесь остаётся открытым вопрос монетизации». Сейчас страница Никиты в ВК насчитывает 25 тысяч подписчиков. До миллионной аудитории и соответствующих заработков придётся пройти ещё очень долгий путь. Аудитория ВК по России выросла с 73 млн пользователей в феврале до 82 млн. Сколько стоит? Хотя ещё недавно свой блог в интернете для кого-то был сродни золотоносному руднику. Своей специальности эти интернет-профессионалы обязаны развитию соцсетей. Вместе с ростом их разнообразия и аудиторий рос интерес к блогерам брендов и бизнеса. Для того чтобы освоить эту специальность, не нужно специального образования, у этой работы свободный график, нет начальства, а производить контент можно в любой точке мира. К тому же, чтобы завоевать многомиллионную аудиторию, необязательно быть Ксенией Собчак. Например, звезда «ТикТока» Даня Милохин – бывший детдомовец, который завёл блог, работая официантом. Зарабатывают на блоге по-разному: продают через него собственные услуги или курсы, размещают рекламу и тому подобное. В зависимости от количества подписчиков и статуса блогера стоимость размещения одного рекламного материала может варьироваться от 500 рублей до нескольких миллионов. Например, в прошлом году стоимость рекламного поста у блогера и телеведущей Насти Ивлеевой оценивалась, по разным источникам, от 800 тысяч до 2 млн рублей. По данным РБК, стоимость рекламы в сториз у Михаила Галустяна составляла 800 тысяч рублей, у телеведущей Леры Кудрявцевой – 500 тысяч рублей, у Дмитрия Диброва – 80 тысяч рублей. И это за одну публикацию! И вот теперь, после таких заработков, многим блогерам приходится начинать всё с нуля. Эксперты считают, что в результате этой перезагрузки выживут те, кто производил по-настоящему стоящий контент. «Сейчас происходит определённого рода перестройка рейтингов, – считает руководитель команды внешнего продвижения и digital-евангелист «ВКонтакте» Вячеслав Прохоров. – Например, рынок наблюдал, как у ряда блогеров была накрученная аудитория. Потому что когда за блогером переходит менее 1% людей – это яркий сигнал того, что имеющаяся аудитория, мягко скажем, не заинтересована, если она вообще является реальной». Креативный подход Пострадали как сами авторы, для которых блог – источник дохода, так и те организации, которые занимаются их продвижением. «Большинство агентств сейчас проводят довольно обширные сокращения. Клиенты отваливаются. Если говорить об аудитории блогеров, то есть определённая тенденция перетекания, но нельзя сказать, что больше 80% или хотя бы 60% аудитории блогеров активно мигрировали на ту или иную платформу. Конечно, чемпионы в этом виде спорта – это ВК и «Телеграм», – сказал управляющий директор блогерского агентства INVITE Роберто Панчвидзе. – Пока блогеры зарабатывают в «Телеграме» больше, чем в ВК. Мы со своей стороны делаем всё возможное, чтобы наши блогеры хорошо приземлились в «ВКонтакте» и в других отечественных сервисах, но пока о восстановлении финансовой стабильности речи не идёт». В блогерском бизнесе сейчас происходит то же самое, что и с любым другим бизнесом в период кризиса. Одни не выдерживают, а другие трансформируются, находят новые ниши и пути. « Я думаю, что на этом рынке появятся новые лидеры, – сказал Роберто Панчвидзе. – Ту же Ольгу Бузову и Настю Ивлееву сменит кто-то другой, и за этим будет интересно наблюдать. Все эти новости, которые тиражируются, что блогеры пойдут на завод, – они, в принципе, справедливы, но на какой завод – контентный или тушёночно-баночный – время покажет».