Политика дискриминации: можно ли подать в суд на ушедшие из России западные сервисы и выиграть

Политика иностранных компаний, которые отключают свои сервисы для россиян, является дискриминационной и нарушает интересы потребителей. Последние имеют основания для подачи иска в суд, однако получить значительную материальную компенсацию, скорее всего, не получится. Об этом «Вечерней Москве» заявил заслуженный адвокат РФ, член Общественной палаты Москвы Дмитрий Краснов.

Политика дискриминации: можно ли подать в суд на ушедшие из России западные сервисы и выиграть
© Вечерняя Москва

После начала российской спецоперации на Украине ряд иностранных компаний отключил доступ к своим сервисам для пользователей из России. В частности, Apple и Google закрыли доступ к своим системам электронных платежей, стриминговая платформа Netflix перестала продлевать подписки россиян. Sony и Microsoft также отменили подписки и закрыли доступ к онлайн-магазинам, в которых продаются игры для консолей PlayStation и Xbox.

По словам собеседника «ВМ», никаких оснований для введения столь жестких ограничений для пользователей из России эти компании не имели.

— По сути, эти компании предъявили претензии к нашим гражданам и поставили им в вину сам факт их проживания на территории РФ, — говорит он. — Получается, что политика данных компаний является дискриминационной, то есть нарушает интересы потребителей по национальному и территориальному признаку, что в свою очередь является основанием для подачи иска в суд для компенсации морального вреда.

Начиная использовать те или иные сервисы зарубежных компаний, россияне добровольно присоединяются к пользовательскому соглашению, в котором среди прочего прописаны условия отказа в предоставлении услуг. По этой причине основной вопрос на суде в случае подачи иска таков: что имеет приоритет — пользовательское соглашение иностранной компании или российский закон о защите прав потребителей? Краснов подчеркивает, что в случае каких-либо противоречий между российскими и международными нормами права приоритетными являются первые.

При этом рассчитывать на значительную компенсацию даже в случае удовлетворения иска гражданам не стоит, отмечает адвокат:

— Опыт показывает, что размер морального вреда, за причинение которого обычно взыскиваются средства (даже по уголовным делам) очень редко превышает миллион рублей.

По данным «Ведомостей», в Москве 28 человек подали иск к компании Sony на 280 миллионов рублей. На указанную сумму они оценили моральный вред из-за приостановки работы PlayStation Store.