Девелопер и УК: вместе от начала и до конца
25 мая в Москве в конференц-зале «Red Square» пространства Meeting Point состоялась конференция «Управление в деталях: от проекта до эксплуатации», в ходе которой главные игроки рынка обсудили особенности управления многоквартирными домами и новостройками, государственное регулирование, роль УК в деятельности застройщика, современные IT-решения и цифровизацию, подготовку объекта к заселению, способы повышения уровня сервиса, аспекты ценообразования, окончание гарантийного обслуживания, преимущества внедрения «зеленых» стандартов и решений.
Конференция прошла в формате двух экспертных панелей «Перспективные модели взаимодействия девелопера и УК» и «Современные тенденции в управлении новостройками».
Модератором обеих сессий выступила Анна Захарова, эксперт по управлению жилой недвижимостью.Первым спикером стала Олеся Лещенко, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России, рассказав про управление многоквартирными домами в контексте государственного регулирования: «Так сложилось, что в свое время Правительство отказалось от того, чтобы жестко регулировать требования к деятельности по управлению и обслуживанию домов, решив, что все это должно быть описано в договорах управления. Но получилось так, что в договорах управления это нормально не описано. Единичный случай, когда УК хорошо коммуницирует со своими клиентами. Поэтому в Проекте стратегии мы предусмотрели, что закроем этот вопрос едиными понятными стандартами в рамках управления, эксплуатации и обслуживания, но при этом акцент сдвинем в сторону технического регулирования».
Роль УК в деятельности застройщика и повышения уровня лояльности клиента прокомментировали Мария Онучина, генеральный директор управляющей компании 25/7, и Елена Сумкина, заместитель генерального директора ГК «Смарт Сервис», указав на то, что привлекать УК необходимо еще на этапе идеи и просчета финансовой модели проекта, потому что лучший результат у девелопера получается тогда, когда УК присутствует в разработке с самого начала: совместно написанные технические задания помогают избежать возникновения проблем типа неправильно прорезанных люков и т. д. Далее УК должна сделать все возможное, чтобы человек жил в той картинке, которую купил, поскольку негатив идет, в первую очередь, от обманутых ожиданий.
Анна Полякова, директор Департамента управления жилой недвижимостью Pro-FM, отметила: «Для рыночной управляющей компании управление объектами недвижимости – это, в первую очередь, бизнес. Этот бизнес должен приносить прибыль не только бенефициару, но и партнерам, которые его создают. Обязательным условием для УК является работа с себестоимостью – это не только ее коммерциализация, но также возможность выжить и дать хороший сервис, те рыночные тарифы, которые, так или иначе, наше сообщество начинает формировать. В этой части наша работа с резидентами начинается задолго до передачи ключей им в руки».
Данил Солошенко, основатель и директор ESSENT (управление клубными домами HUTTON, Полинессо) привел пример из профессионального опыта: «В проекте Mitte девелопер в момент продаж говорил, что обслуживание будет стоить условно 100 рублей. Когда он подошел ближе к вопросу эксплуатации и выбора УК, он поднял те самые маркетинговые материалы, в которых обещали консьержа, систему кондиционирования, мангал на территории, эксплуатируемую кровлю и т. д., то есть, все то, что помогало привлекать клиентов и делать продажи, и стало понятно, что он не попадает в эти 100 рублей. Было выявлено, что нижний предел, при котором можно говорить о некоем качестве, 160 рублей».
При создании единой цифровой экосистемы, как подчеркнула Вероника Великосельская, директор по маркетингу ALPHAOPEN, необходимо создать сервисную концепцию управления, на стадии проектирования привлечь УК и разработчика ПО, создать «единую цифровую среду» (является задачей и тратой застройщика), проработать сценарный подход, детально продумать инфраструктуру (чтобы грамотно реализовать цифровые сервисы), учитывать особенности работы УК и потребности собственников.
Ирина Мельникова, генеральный директор C&U, сказала, что компания C&U начинает взаимодействовать с девелопером на той стадии, где решаются различные блок-вопросы, которые разбиты по разным категориям: разделение потоков, анализ инженерной инфраструктуры, мусороудаление, организация парковочного пространства, формирование правил проживания дома и т. д. Самая главная проблема, с которой чаще всего сталкиваются компании на этапе разработки и даже позже – СКУДы и видеонаблюдение. Это связано с тем, что никто не понимает, какой сценарий в итоге хочется реализовать.
Татьяна Волчкова, директор направления ЖКХ Домиленд, рассказала про современные IT-решения для УК и застройщика: «В своей деятельности многие УК сталкиваются с определенными проблемами: как сократить дебиторскую задолженность, повысить автоматизацию, собрать показания счетчиков и др. Домиленд – единственный разработчик мобильных приложений, который делает супераппы. Это экосистема, которая объединяет как застройщиков, так и УК. Мы помогает застройщикам эффективнее продавать свою недвижимость. Как известно, 96% пользователей выбирают жилье с помощью смартфона. В нашем продукте есть и поиск, и коммуникация, и сделка. Также на этапе эксплуатации мы помогаем УК взаимодействовать с жителями. Пример из 2020 года: наши клиенты, которые использовали мобильное приложение, не ощутили на себе эффекта пандемии в рамках того, что жители решили не оплачивать коммунальные услуги. УК вели с ними активную коммуникацию – бесконечно напоминали, что даже если офис закрыт, можно оплатить онлайн; присылали push-уведомления, новости. В результате житель чувствовал, что УК есть и, так или иначе, платить придется». Домиленд — разработчик супераппов для застройщиков и управляющих организаций. Первая IT-компания в PropTech, объединившая в одном мобильном приложении весь путь клиента — от покупки недвижимости и до проживания.
В рамках второй сессии «Современные тенденции в управлении новостройками» Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» отметила, что российское законодательство в рамках управления жилищными объектами базируется на том, что общее имущество принадлежит собственникам, они за счет собственных средств должны обеспечить содержание и ремонт дома, и они на общих собраниях принимают все решения, связанные с управлением, содержанием и ремонтом. Следовательно, экономическое обоснование тарифа необходимо жителям, чтобы понимать, за что они платят деньги. Илья Ниценко, консультант-эксперт компании Villagio Estate, дополнил: «У нас есть Постановление №491, в частности пункты 30 и 31, которые говорят о том, что УК обязана предоставить собственникам предложение о размере тарифа, в который она должна включить расчет, смету и обоснование размера платы».
Затем слово взяла Елена Муравская, директор по развитию в сфере жилой недвижимости YarSecurity: «Девелопер будущего на сегодняшний момент – это тот застройщик, который активно применяет инновации всех процессов и цифровизацию, разрабатывает новый продукт, комфортную среду обитания и пост-обслуживание с широким дополнением сервисных услуг. Сегодня застройщик понял, что любой проект, построенный им, это его визитная карточка будущих продаж. Почему я позиционирую нашу компанию как инновационный проект? Во-первых, мы совместили функционал охранника и консьержа, во-вторых, у нас есть собственные стандарты контроля качества и, в-третьих, у нас собственная система обучения на платформе Юникрафт». YarSecurity – образец бизнес-модели в сфере охранных услуг, а также услуги Консьерж-Службы. Компания оказывает услуги по комплексному обеспечению безопасности во всех субъектах РФ. На сегодняшний день YarSecurity является лидером в предоставлении услуги «Консьерж-Сервис».
Дмитрий Волков, генеральный директор «Самолет Плюс», считает, что, если житель доволен тем, как работает УК, он выступит амбассадором и увеличит ликвидность недвижимости. Для этого эксперты компании «Самолет» разработали единый центр компетенций, где каждый руководитель отвечает за определенный спектр задач в рамках одной сферы деятельности. Таким образом получилось решить кадровую проблему и проблему ФОТа. Елена Романова, директор по постпродажному сервису MR Group, затронула тему передачи помещений клиентам при участии УК через разработку стандарта клиентского офиса, который не уступает по качеству офису продаж. Сервис face-to-face остается актуальным и на сегодняшний день, поскольку клиент хочет ощущать себя нужным и важным. Разработка мобильного приложения помогает создать интеграцию с УК и вести эффективную коммуникацию с клиентами.
Майя Грехова, генеральный директор PRO Realty, уделила внимание жизни ЖК после окончания гарантийного периода, заметив, что проблемой сегодняшнего для являются сами уникальные решения в контексте ухода производителей с нашего рынка. Майя призвала девелоперов думать о будущем не на перспективу гарантийных обязательств, а на перспективу дальнейших возможных проблем.
Закрыл дискуссию Евгений Тесля, генеральный директор EST Group, рассказав про уход международных систем сертификации с российского рынка и возможностей «зеленой» сертификации в России. Эксперт отметил, что в российских стандартах есть качественные инструменты, которые позволяют создать экологичное здание из экологичных материалов. Это будет положительно работать на аудиторию, поскольку забота о человеке через экологию усиливает и сам проект, и УК.
Организатор – E.EVENTS. Премия-партнер – Green Property Awards. Партнеры – Домиленд, YarSecurity, Meeting Point – многофункциональные бизнес-пространства с представительскими мини-офисами и офисами для команд, современными переговорными и конференц-залами.