Беспечно жить нараспашку нельзя
Но тогда цифровизация всего и вся еще только начинала развиваться, и данные, переданные классному руководству на листочке, слава богу, не становились достоянием третьих лиц. Хотя, честно говоря, осадочек и тогда оставался: как будто меня попросили показать кошелек, а я с радостью его распахнула, продемонстрировав, что в нем что-то есть. Сегодня времена иные: мы рассеиваем по сети свои персональные данные, запрашиваемые всевозможными ведомствами, сайтами и приложениями, порой даже не задумываясь, что тем самым буквально распахиваем двери своего личного пространства перед каждым, желающим полюбопытствовать о наших доходах, политических взглядах, вкусах и совсем уж конфиденциальных пристрастиях.
Беспечность взрослых лечится опытом. Нарвавшись на жуликов, отследивших, например, твой цифровой след в каком-нибудь интернет-магазине и списавших средства с «кошелька», волей-неволей научишься осторожности. И про cookie-файлы, об использовании которых добропорядочные веб-сайты предупреждают пользователей, вроде бы все слышали. Но жмем на кнопку «согласен», отнюдь не всегда понимая, что тем самым даем добро на считывание персональных сведений, передачи, а то и продажи информации о них неким третьим лицам.
Вопрос «кому какое дело» здесь вообще не стоит просто потому, что масштаб афер и полет фантазии мошенников, способных использовать личные сведения беспечных пользователей, безграничен. Потерять средства — обидно, репутацию — позорно. А ее ведь тоже легко прошляпить, засветив в сети свою приватность. Но риск подставить под удар информационную безопасность собственного ребенка не оправдывается ничем. Даже беспечностью и отсутствием опыта.
На днях Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде предложил контролировать публикацию документов в школах и родительских чатах. По словам главы ведомства Людмилы Куровской, учебные заведения часто запрашивают избыточную информацию о детях, их семьях, да еще и открыто ее публикуют. А у родителей, принимающих решение о даче согласия на обработку данных ребенка, должна быть возможность от этого отказаться.
Все так. И, конечно, информацию, рискующую разлететься по просторам интернета, стоит фильтровать и ограничивать. Касающуюся детей — вдвойне. И ладно, если на имя вашего сына-подростка кто-то оформит кредит. Расплатитесь. А если, узнав адрес проживания дочери-красавицы, ее начнут караулить у дома темные личности, желающие познакомиться? То-то и оно.
Вполне вероятно, в школах вопрос с обменом избыточной информацией будет решен очень быстро. И если бы учебные заведения были единственным источником утечки данных о детях, можно было бы, как говорится, спать спокойно. Однако давайте не забывать, что, по статистике, ежедневно только соцсетями пользуются 89 процентов подростков в возрасте от 14 до 17 лет, у каждого шестого из них — более 100 виртуальных друзей. И вряд ли контроль над школой поможет обезопасить ребенка от, возможно, затесавшихся среди них мошенников, аферистов и негодяев, если родители не в курсе, с кем и на какие темы общается в интернете их чадо.