Поклонники Netflix грозят ему коллективным иском за уход из России

Демарш Netflix в отношении отечественных зрителей — это односторонний отказ от исполнения договора об оказании услуг и нарушение закона «О защите прав потребителей». Россиянам, считающим себя пострадавшими, предлагается присоединиться к коллективному иску против компании. В случае если платформа вернется в нашу страну, она вынуждена будет исполнить решение суда, рассказал Business FM автор подобной инициативы, адвокат, управляющий партнер юридического бюро «Чернышов, Лукьянов и партнеры» Григорий Чернышов:

Поклонники Netflix грозят ему коллективным иском за уход из России
© BFM.RU

Григорий Чернышов адвокат, управляющий партнер юридического бюро «Чернышов, Лукьянов и партнеры» «Потребители вправе требовать возмещения морального вреда, потому что за несколько лет пользования этим сервисом, особенно во время пандемии, люди переключались на подобные сервисы и просто к ним привыкли за это время. Лишение людей этой возможности, к которой они привыкли, доставляет им очень серьезные моральные неудобства. С Netflix мы будем требовать возмещения морального вреда в существенной сумме. В случае если компания добровольно не исполнит это требование, законом предусматривается 50-процентный штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке. Плюс законом предусмотрено, если судебное решение не исполняется, начисляются определенные проценты в виде судебного штрафа за неисполнение судебного решения. Мы здесь избрали конструкцию группового иска, истцами одновременно будет выступать множество граждан, и после того, как Netflix надумает на наш рынок вернуться, ему придется рассчитаться. Иск почти наверняка будет подан в Хамовнический районный суд города Москвы по месту нахождения компании, через которую Netflix работал на территории РФ. Мы очень высоко оцениваем перспективы этого иска. Сейчас создали телеграм-канал, куда приглашаем вступать каждого, кто хочет присоединиться к иску. Чем больше людей присоединится, тем более весомым будет этот иск и большую сумму компенсации мы сможем потребовать».

Помимо Netflix, граждане страны пострадали и от других уходящих компаний и систем (PayPal, гарантийные обязательства на автомобили и так далее). Можно ли будет по суду взыскать и с них компенсации в случае возврата в Россию? Правовых оснований для этого нет, как и для претензий к Netflix, считает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова:

— Сервис Netflix работает в России по следующей схеме: подписка, которую они предлагают пользователям, действует в течение месяца, и формально по правилам сервиса есть обязательства в течение действия подписки обеспечивать пользователю доступ к ней. Я тоже являлась пользователем этой платформы, Netflix в этой части исполнил свои обязательства и все подписки, которые были оплачены до прекращения работы в России, доступ к ним был сохранен ровно до последнего дня месяца, который был оплачен российскими пользователями. Поэтому с точки зрения формальных обязательств, на мой взгляд, Netflix исполнил их перед своими российскими пользователями, и те объективные проблемы, которые сейчас есть у сервиса в связи с политической ситуацией, вполне возможно, будут квалифицированы судом как уважительная причина для того, чтобы этот доступ прекратить. В общем-то, вполне возможно, что никаких компенсаций суд не взыщет. Но с учетом того, что сейчас вообще в принципе судебная практика складывается достаточно странно в отношении компаний из недружественных государств, можно в целом ожидать любого решения от судов. С точки зрения правовых оснований они достаточно спорны.

— По отношению к любой другой компании какие-то иски имеет смысл предъявлять?

— Это очень спорная ситуация, потому все зависит от контракта. Если контракт предполагает рассмотрение таких исков на территории РФ и у компании, которая уходит, есть на территории РФ активы, тогда можно думать о суде.

Ранее «Известия» сообщали, что в России предлагают разрешить гражданам свободное использование иностранного кино, музыки и игр. Обращение с такой просьбой направлено главе кабмина Михаилу Мишустину. Его автор, руководитель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов, сообщает о большом количестве жалоб россиян, покупавших подписки различных иностранных сервисов, которые сейчас прекратили работу и не вернули клиентам деньги.