Последствия санкций для российского бизнеса

Business FM попросила российских предпринимателей рассказать о последствиях ограничений, с которыми они столкнулись:

Последствия санкций для российского бизнеса
© BFM.RU

Виктория, управляющая сети баров «А где я»:

«На фоне того, что происходит сейчас, ковид просто отдыхает. Поставщики импортного алкоголя некоторые не грузят вообще, те, кто грузят, грузят плюс 35% к прайсу либо по предоплате, часть пива вообще ушла с рынка. Нашей концепцией было импортное пиво и получается, что сейчас мы остаемся просто без этого продукта, ради которого вообще к нам шел гость. Удорожают продукты, причем не только импортного, но и отечественного производства, не знаю, картошка-фри сколько стоила отечественная , теперь она почему-то стоит 500. То, что за восемь лет мы получили от импортозамещения, никаких существенных гастрономических сдвигов, которые могли бы как-то изменить рынок, не случилось. И то же пиво, если за эти восемь лет кто-то научился его варить, у нас цена стремится к импортному, и варится все на импортном хмеле. Предполагаем, что мы останемся только с отечественными сортами, импортный крепкий алкоголь ушел, у нас нет альтернативы «Куантро», «Бейлису», «Джонни Уокеру». Мы открылись в 2013 году и беспрестанно мы сталкиваемся со сложностями. Я надеюсь, что мы как-то адаптируемся, и выход найдется».

Леонид Чумилин, совладелец сети трапезных (Санкт-Петербург):

— У нас трапезные, банкетные залы и так далее. И у нас крутится реклама на Google и «Яндексе», ну и партнеры наши, которые помогают нам в продвижении рекламы, прислали такую информацию о том, что Google приостанавливает рекламу на территории России.

— Как-то вам средства компенсировали?

— Я еще с этим не успел разобраться, да, там деньги лежат, вернутся они или нет, пока не знаю, но у нас там есть еще промежуточный сервис, промежуточный сервис обещал вернуть эти деньги как-то.

Максим, представитель-дистрибьютор производителя израильских роботов-газонокосилок Robomow:

«Менеджер написал, что рекомендует побыстрее принять оплату за заказ и готов отгрузить, потому что пока еще все едет, все нормально, мы делаем оплату, менеджер подтверждает, что деньги пришли, но говорит, что уже не готов отгружать товар из-за того, что ввели санкции, причем ни бумаг, ни документов никаких я не видел, то есть ну показывают, просто говорят: «В роботах-газонокосилках присутствуют компьютеры, электроника, электроника подпадает под санкции, и в связи с этим отгрузка невозможна». Эта техника ломается, у нас есть запасы запчастей на определенное время хватит, запчасти тоже не готовы отгружать. Общаясь неофициально с партнерами, все говорят, что, к сожалению, решить эту проблему практически невозможно, потому что принимает решение директор, ну как бы они говорят, между нами, без обид, мы не готовы помогать русским, мы все помогаем украинцам. У них производство и разработка находятся в Израиле, офис находится в Германии, а сама компания недавно вошла в холдинг Black & Decker, это американская компания. Все-таки я очень надеюсь, что какой-то выход может быть найден, а если мы сейчас начнем деньги эти принимать обратно, вот здесь я даже не силен, что произойдет, потому что это будет валютная выручка, ее нужно будет, наверное, использовать только на сколько-то процентов и так далее, ничего хорошего от этого я не жду».

Представитель российского дилера канадского производителя квадроциклов и снегоходов Александр:

— Мы сделали запас, понимая, что такая ситуация возможна. По крайней мере, запчастями мы обеспечены, как минимум, на полгода, уж точно.

— Вообще на рынке остались марки нормальной техники, кто еще не ушел? Или ушли вообще все?

— Не то что ушли сейчас. Их и до этого не было. Салоны были пустые как у отчественных производителей, так и у китайских. Потому что нет чипов, и нет их достаточно давно. Наш производитель, он объективно самый сильный, и он сумел поставить все снегоходы. У других импортеров даже близко нет такого результата. Я знаю, что после нового года совсем чуть-чуть попало в Россию. Это касается не только санкций, это еще и дефицит комплектующих. Под санкции попали товары, связанные с водной техникой, — подвесные моторы, лодки, гидроциклы. И то это не то чтобы санкции — раньше их ввозили, хоть это был и санкционный товар, а сейчас отозвано разрешение на экспорт из тех стран. Наш производитель говорит, что он попытается изо всех сил сохранить дилерскую сеть, мало кто в других странах может похвастаться такой развитой и качественной дилерской сетью. Они прекрасно понимают, что если они сейчас бросят ее на произвол судьбы, они уже такую не создадут никогда. Со своей стороны мы тоже не намерены опускать руки, зафиксировать прибыль и выйти. Мы собираемся дальше работать. Старший администратор салона цветов «Фрэш» Юлия:

«Все поставки были заранее заказаны и соответственно цветы пока есть в наличии. А что будет дальше, непонятно, потому что цветы заказываем из Голландии, скорее всего, это все перекроют, придется переходить на отечественных производителей. Цветы хранятся недолго, у каждого цветка свой срок хранения, около недели. На юге сейчас еще не так тепло, и у них конечно только тепличные цветы. Как вариант — у нас еще есть Эквадор, Кения, Армения даже начинает цветы продавать. Поэтому будем кого-то искать».

Директор проекта Gift and Home Антон Круганов. Его компания продает товары для дома, посуду, предметы сервировки из Азии:

«Основные поставки из Азии — из Китая и Вьетнама. На сегодняшний день — изменились в разы сроки, потому что все боятся везти через импортные линии водой. И большое скопление грузов в порту Владивостока, грузы свозятся во Владивосток, чтобы везтись нашими железными дорогами. Естественно, доллар ударил по всем доставочным пунктам — они все в долларах, и непонятно, почему мы до сих пор платим российскую таможню тоже в долларах. В такой ситуации можно было бы это пересмотреть. Но основная проблема — у поставщика возникают вопросы, они боятся, что покупатель может не заплатить вторую часть. В основном все закупки в Азии делаются по схеме 30\70 — 30% делаешь предоплату, и когда груз готов к погрузке, то покупатель оплачивает оставшиеся 70%. Если китайцы относятся с пониманием, то вьетнамская фабрика нам сразу же отказала. Заявила, что пока не придет предоплата, независимо от того, назначен уже был день погрузки или нет, без денег они грузы не отпускают. Кредит доверия фактически исчерпывается на глазах. Все товары придут на процентов 50, я уже чувствуют, дороже. Дальше их довольно сложно будет продавать, потому что покупательная способность сильно упадет».

Если вам есть что рассказать Business FM о том, как вы переживаете новые экономические условия, что стало с вашими кредитами и изменилось ли взаимодействие с контрагентами, ждем ваши истории в «Бизнес говорит: ищем героев».