Модерационный подряд: как Facebook выбирает фактчекеров
Распределение модерационных мощностей в корпорации происходит крайне неравномерно. Так, согласно документам, предоставленным экс-сотрудницей ИТ-гиганта Фрэнсис Хауген, около 84 % бюджета, направленного на борьбу с дезинформацией и ненавистью на площадке, уходит на проверку контента в США, притом, что американцы составляют менее 10 % аудитории соцсети. Остальному миру приходится довольствоваться всего 16 % средств. В связи с такой экономией ресурсов нередко происходят ситуации, когда онлайн-сегмент целых стран, а иногда даже и группы государств, отдаются на аутсорс. Тем самым Facebook перекладывает ответственность за модерационные решения на сторонние компании, а также полностью отстраняется от решений вопроса условий труда модераторов своей платформы. Один из подобных кейсов стал известен недавно, благодаря расследованию издания TIME. Sama позиционирует себя как аутсорсинговая компания «этического ИИ» со штаб-квартирой в Калифорнии. Организация считает своей миссией предоставлять людям африканских городов, таких как кенийская столица Найроби, «достойную цифровую работу». Благодаря своему общественному имиджу компания получила контракты на маркировку данных с некоторыми из крупнейших игроков технологического рынка, включая Google, Microsoft и Walmart. Однако взаимоотношения с другим своим клиентом – Facebook – решила в официальный перечень не выносить. Все дело в методах работы компании в регионе. С 2019 года офис Sama в Найроби является эпицентром деятельности Facebook по модерации контента для всей Африки к югу от Сахары. Здесь сотрудники компании, говорящие как минимум на 11 африканских языках, едва ли не круглосуточно работают внештатными модераторами контента Facebook в службе экстренного реагирования соцсети. В их задачи входит просмотр и удаление запрещенной информации до того, как его увидит обычный пользователь. В сферу компетенций модераторов также включена проверка контента в Эфиопии, где особенно велик риск использования соцсети для подстрекательства к насилию в условиях эскалации гражданской войны. Однако, несмотря на свою, казалось бы, важность для Facebook, сотрудники этого офиса являются одними из самых низкооплачиваемых работников платформы в мире. Некоторые из них получают всего 1,5 доллара в час. Условия труда не из легких: сотрудников запугивают, подавляют их права на объединения в профсоюзы. Кроме того, некоторые из них страдают от психологических травм, связанных с условиями и характером работы. Последнее особенно волнует персонал. Так, TIME стало известно как минимум о двух модераторах контента Sama, которые решили уволиться после того, как у них диагностировали психические заболевания, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), тревогу и депрессию. Однако такая возможность есть не у всех, часть модераторов не могут себе позволить качественную психологическую помощь, а некоторые продолжают работать, несмотря на травму, потому что у них нет других вариантов прокормить семьи. Sama не только не предоставляет достойных условий труда, но и всячески подавляет права своих сотрудников. Летом 2019 года модераторы контента пригрозили забастовкой, если им не предоставят лучшую оплату и условия работы. Вместо переговоров компания отправила руководящий состав из Сан-Франциско в Найроби для борьбы с «восстанием». По итогу лидер забастовщиков Даниэль Мотаунг, который находился в процессе официальной подачи документов на создание профсоюза, был уволен. Руководство Sama обвинило его в совершении действий, поставивших отношения компании и Facebook под «большой риск». В нескольких других странах мира аналогичные кейсы привели к тому, что Facebook все-таки пришлось ответить за свою халатность. В 2020 году социальная сеть выплатила 52 млн долларов на компенсации некоторым американским модераторам контента после судебного процесса, связанного с психическими заболеваниями, вызванным их работой, включая посттравматическое стрессовое расстройство.В США и Европе многих модераторов контента Facebook, нанятых аутсорсинговой фирмой Accenture, также просят подписать уведомление о возможных последствиях еще до того, как они приступят к работе.Чего нельзя сказать об африканских модераторах, которых о подобном не предупреждают вовсе. По мнению экспертов, все дело в экономии. Нанимать модераторов контента в США и Европе стоит намного дороже, чем в Кении, Индии или на Филиппинах. Увеличение числа центров модерации контента в этих странах побудил некоторых людей выразить обеспокоенность тем, что Facebook получает прибыль от «экспорта психологических травм» из США и Европы в более бедные, развивающиеся страны. «Аутсорсинг – мошенничество, которое позволяет Facebook зарабатывать миллиарды, притворяясь, что эксплуатация работников и разрушение профсоюзов это чья-то вина», – говорит Кори Крайдер, адвокат юридической общественной организации Foxglove, которая в настоящее время готовит судебное дело против Sama. Одной из стран, где рабочая модерационная сила не встала Facebook «в копеечку», стала Украина: именно ее агентству StopFake еще в 2019 году была поручена проверка русскоязычного контента на платформе. Явную политизированность и предвзятость фактчек-проекта руководство корпорации Марка Цукерберга не сочла важным фактором для выбора другого подрядчика. И даже то, что исследование издания «Заборона» указало на связь StopFake с украинскими ультраправыми и националистами, не повлияло на сотрудничество ИТ-гиганта и украинского агентства. StopFake был создан еще в 2014 году украинской общественной организацией «Центр Медиареформы». Вначале основной целью сообщества была проверка и опровержение искаженной информации и пропаганды о происходящем в Украине. Однако затем проект перерос в целый информационный хаб, и не просто так. Организацию финансируют фонд «Возрождение», NED (National Endowment for Democracy, к слову родом из США), Министерство иностранных дел Чехии, Посольство Великобритании в Украине (2015-2019 год), Министерство иностранных дел Великобритании и по делам Содружества (2015-2019 год), The Sigrid Rausing Trust. В сегодняшних реалиях Facebook поставил под угрозу безопасность российских пользователей на платформе в принципе. По данным Лиги безопасного интернета на конец февраля в Рунете было выявлено уже более 1 млн ложных материалов по поводу ситуации в зоне конфликта. Значительная часть фейков и деструктивного контента распространяется именно в Facebook. Социальная сеть не просто не фильтрует их, а наоборот, выводит в рекомендации, при этом зарабатывая на рекламной кампании. Похоже, социальная сеть не была заинтересована в своих пользователях ни в мирные времена, ни сегодня, когда необходимо подключение максимальных мощностей во избежание паники и жертв. Когда речь идет о крупном заказе на дезинформационную кампанию, способном принести ИТ-гиганту существенную прибыль, Facebook как-то сразу забывает и про свои «незыблемые» правила, и про свободу слова, и про безопасность пользователей, на которых на протяжении стольких лет зарабатывал и продолжает зарабатывать по сей день. Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова