Сергунина: Московский портал mos.ru адаптируют для незрячих и слабовидящих людей
Завершен первый этап модернизации столичного портала mos.ru, теперь он стал удобнее для незрячих и слабовидящих людей. Специалисты адаптируют ресурс, чтобы на нем было проще находить информацию и пользоваться электронными сервисами при помощи скринридеров - программ для людей с нарушениями зрения, которые преобразуют текст на экране в речь, сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
«Принципиально важно, чтобы как можно больше москвичей могли пользоваться всеми возможностями городского портала. Работа над его инклюзивностью включает целый набор параметров. Одно из главных обновлений на первом этапе - усовершенствованная навигация. Для нас с вами эти изменения не так заметны, но они ощутимы для слабовидящих и незрячих жителей, поскольку помогают им лучше ориентироваться на сайте и самостоятельно получать нужные услуги», - приводятся в сообщении слова заместителя мэра Москвы Натальи Сергуниной.
Как уточняется, в середине 2021 года к команде mos.ru присоединились три тестировщика с нарушениями зрения. Они принимают участие в апробации всех возможностей портала. Главные принципы адаптации mos.ru для пользователей с нарушениями зрения - доступность содержания, понятность изложенной информации и управляемость функциями портала.
Так, в первую очередь человек должен иметь возможность воспринимать контент тем способом, который ему подходит. Например, прослушивать информацию, если он не может ее прочитать. Поэтому на первом этапе доработок портал mos.ru сделали более доступным для программ экранного доступа, которыми привыкли пользоваться люди с различными нарушениями зрения, в том числе незрячие. Используя скринридер, человек переходит в различные разделы и выбирает нужные опции, а информация на экране зачитывается синтезатором речи.
А для того чтобы пользователи с нарушениями зрения быстро могли найти поисковую строку, специалисты mos.ru адаптировали навигацию. Раньше, чтобы дойти до кнопки «Поиск» в шапке сайта, слабовидящему посетителю портала необходимо было прослушать все пункты и подпункты меню, а их около 30. Теперь обратиться к поиску и остальным пунктам меню можно за пару кликов. По экрану пользователь перемещается с помощью клавиатуры и программ экранного доступа. При этом все популярные сервисы и разделы расположены на привычных местах, доступ к ним не изменился.
Кроме того, специалисты доработали существующую дизайн-систему mos.ru. Теперь используются наиболее удобные для восприятия слабовидящими размеры и контрастность шрифтов, межстрочные расстояния. Кнопки и текст в шапке портала mos.ru при клике теперь подсвечиваются синим цветом. Это сделано для того, чтобы слабовидящий пользователь смог определить, в какой части страницы сайта он находится. К тому же синий цвет выбран потому, что его лучше всего различают люди с дальтонизмом.
Также на главной странице портала внедрили разметку заголовков. Они помечены специальными метатегами, которые считывает скринридер. Ранее чтобы попасть, например, в блок «Афиша», пользователю с нарушением зрения нужно было прослушать все слова, которые выше написаны на странице. Сейчас можно при помощи быстрой навигации по заголовкам дойти до этого блока за пару кликов.
Отмечается, что в мобильном приложении «Моя Москва» тоже внедрены некоторые инклюзивные новшества. Так, команда разработчиков добавила поддержку динамических текстовых стилей в списке начислений на главном экране раздела «Мои платежи». Если у пользователя в настройках гаджета установлено уменьшение или увеличение шрифтов, приложение это идентифицирует и применит к странице. Благодаря этому при увеличении шрифта в настройках мобильного телефона увеличивается шрифт и в «Моей Москве», а функциональность остается прежней.
Как пояснили в материале, при доработке портала mos.ru департамент информационных технологий столицы ориентируется на требования российских и международных стандартов (ГОСТ 52872-2019 и WCAG 2.0, 2.1), а также на исследования, которые проводятся с участием пользователей с нарушениями зрения. Так, в команде инклюзивного тестирования считают, что благодаря доработкам портал станет более доступным для людей с нарушениями зрения, а получать многие услуги можно будет без посторонней помощи. Командой mos.ru уже протестированы сервисы записи к врачу, передачи показаний счетчиков и другие, сейчас они дорабатываются с учетом требований.
По словам руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Алексея Володина, которые приводятся в материале, все больше городских услуг и сервисов, включая специализированные, появляется в формате онлайн. Например, в конце 2021 года появилась возможность в электронном виде подать заявление на обеспечение федеральными техническими средствами для реабилитации или получение компенсации за самостоятельно приобретенные изделия. В том числе можно направить заявление на обеспечение собакой-проводником или получение компенсации за ее содержание. Для оформления этих услуг за счет межведомственного взаимодействия был сокращен перечень необходимых документов. Проверка предоставленных сведений проводится онлайн, а ход рассмотрения заявлений можно отслеживать в личном кабинете на mos.ru.
«На портале mos.ru представлено более 380 услуг и сервисов, которыми пользуются свыше 14,5 млн человек. Сервисы и услуги на mos.ru помогают упростить взаимодействие с органами власти, оформить или подать документы, оплачивать счета и получать полезную информацию. В 2021 году городским электронным услугам исполнилось 10 лет», - добавили в публикации.