Гуру злоупотреблений: что не так с YouTube?
«Сегодня забавно даже представить, что первоначально YouTube разрабатывался как сайт знакомств, а функция публикации видеороликов и возможность оценивать лучшие из них была лишь отличительной изюминкой. Поиск второй половинки через платформу пользователи не оценили, зато видеоконтент загружали и смотрели с большим удовольствием. Создатели быстро поняли, что концепцию надо менять, и уже через несколько месяцев после своего запуска YouTube стал таким, каким мы привыкли его видеть. Год спустя Google купила успешный видеохостинг за рекордные для тех лет 1,65 млрд долларов. Сделка в полной мере себя оправдала. Только по итогам второго квартала 2021 года выручка YouTube превысила 7 млрд долларов (почти как у Netflix). В четвертом квартале она составила уже 8,63 млрд долларов. YouTube сейчас занимает доминирующие позиции как на мировом рынке, так и у нас в стране. И, как и все монополисты, он вовсю пользуется силой, пытаясь навязать свою волю, даже если это идет вразрез с интересами пользователей или законодательством. В нашей стране проблема со злоупотреблениями видеосервиса уже официально доказана. 10 февраля 2022 года ФАС признала компанию нарушителем антимонопольного законодательства России, так как она ущемляет интересы пользователей и ограничивает конкуренцию на смежных рынках. Дело в том, что правила формирования, приостановления, блокировки аккаунтов и контента пользователей на YouTube являются непрозрачными, необъективными и непредсказуемыми, что по итогу приводит к внезапным блокировкам и удалению аккаунтов пользователей без предупреждения и обоснования действий. Размер взыскания для корпорации еще не установлен и будет определен в ходе административного расследования. Однако, полагаю, речь может идти даже об оборотном штрафе. Действительно, о необоснованной и зачастую откровенно политически ангажированной модерации в нашей стране знают не понаслышке. Блокировки видеороликов российских пользователей и СМИ случаются постоянно. По данным РКН, озвученным председателем комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексеем Пушковым, YouTube является лидером по цензурированию материалов российских медиа. С момента вступления в силу закона о блокировке интернет-ресурсов за цензуру против российских СМИ произошло 39 случаев ограничений со стороны видеохостинга. Причины бана часто остаются неизвестными, платформа ограничивается пространными объяснениями о нарушениях правил сообщества. Какой именно пункт этих правил был нарушен, почему сервис так решил – догадайтесь сами. Буквально на днях ИТ-гигант запретил телеканалу «Дон 24» провести трансляцию заседания Ростовского областного суда о геноциде в регионе во время Великой Отечественной войны. Возникает резонный вопрос: а что именно в этом кейсе противоречит правилам платформы? Трансляция официальных судебных процессов, историческая память о событиях Второй мировой войны или, может быть, признание актов геноцида? Что это – новый случай цензуры или целенаправленное оправдание фашизма? YouTube, видимо, в целом не нравится российское изложение исторических и актуальных событий. Создается ощущение, что достаточно любого предлога, чтобы «без суда и следствия» подвергнуть аккаунты российских СМИ жестким санкциям. Больше всего в этом смысле досталось RT. В ноябре 2020 года необоснованно был ограничен доступ к фильму-расследованию от российских СМИ «USA 2020: Up in arms», также выложенном в аккаунте RT. В марте прошлого года видеосервис заблокировал аккаунт канала на арабском языке (у него было 5,5 миллиона подписчиков), а в апреле – четыре видео RT на английском языке. В конце сентября YouTube удалил Russia Today DE и его второй канал Der Fehlende Part без возможности восстановления. 16 декабря под блокировку попал RT auf Sendung. Конечно, порой удается восстановить справедливость, но этот процесс никогда не бывает простым. В своей цензуре YouTube готов идти до конца, как это произошло в случае с каналом «Царьград ТВ». В 2020 году сервис заблокировал официальный аккаунт СМИ без возможности его восстановления. Причиной видеохостинг назвал экспортное законодательство, однако никаких предварительных предупреждений или уведомлений телеканал не получал. В итоге медиа пришлось пройти через длительный судебный процесс, чтобы доказать незаконность и предвзятость действий платформы. Разумеется, подобные постоянные ограничения контента и аккаунтов без явных причин не устраивают аудиторию сервиса. В этом месяце Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) обратилась к Минцифры и Минкультуры с просьбой обязать YouTube и другие платформы публично разъяснять причины блокировки видеороликов. Если такие меры будут приняты, это значительно облегчит процесс взаимодействия с площадкой и позволит отделить цензуру от действительно необходимого бана противоправного контента. Однако важно понимать, что модерация осуществляется не только сотрудниками сервиса, но и его алгоритмами, которые непрозрачны для пользователей. При этом они умеют не только запрещать, но и рекомендовать контент – тоже довольно спорно и временами опасно для пользователей. Как они функционируют – непонятно, компания эту тайну не раскрывает, ограничиваясь уверениями, что в работе алгоритмов все надежно. Однако, по результатам исследования Mozilla Foundation, опубликованного в июле прошлого года, порядка 70 % видео, рекомендуемых видеосервисом, не соответствуют даже внутренним нормам видеохостинга. То влияние, которое алгоритмы могут оказывать на людей, а также непрозрачность их работы, приводят все больше стран к необходимости регулирования этих механизмов. Россия не исключение, у нас оно тоже в разработке и, надеюсь, будет представлено уже совсем скоро. В то же время в РФ уже существует законодательная база, которая способна положить конец злоупотреблениям YouTube, – в первую очередь благодаря налаживанию нормального диалога с платформой. Это, конечно, действующие с 1 января этого года требования закона «о приземлении» ИТ-гигантов в России. Они обязывают цифровые корпорации открывать представительства в нашей стране, иметь форму обратной связи для обращения россиян и личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Такие нововведения позволят наладить более эффективную связь с представителями иностранных компаний, оперативно решать возникающие вопросы и проблемы, а также пресечь игнорирование запросов российских пользователей, которые до этого могли рассматриваться месяцами. Но, конечно, главное, что способно опустить монополиста на землю, – это здоровая конкуренция, которой у него сейчас, по существу, нет. Сильные местные игроки со здоровыми принципами работы (без нарушений закона, распространения деструктива и предвзятой модерации), уверен, легко привлекут и авторов, и аудиторию. Так у YouTube будет стимул что-то менять в своей политике, иначе он потеряет какую-либо ценность для пользователей и, как следствие, свои доходы. Хотелось бы надеяться, что хотя бы на 18 году своей жизни YouTube наконец поймет, что большая власть – это также большая ответственность. Предвзятая модерация, непрозрачность работы, распространение деструктива и игнорирование законодательства недопустимы, какой бы уровень дохода или просмотров не был у сервиса. За поступки надо отвечать, и размытые путаные объяснения платформы никого не устраивают». Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева