«Нужно всегда держать в голове мысль о том, что нас могут обмануть»: как избежать мошенничества и буллинга в соцсетях?

Соцсети начнут штрафовать за несвоевременную и ненадлежащую реакцию на жалобы пользователей о недопустимом контенте. Такое положение может быть внесено в ближайшее время в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Так пользователи смогут более активно участвовать в блокировке противоправного контента. А как сейчас максимально обезопасить себя в соцсетях, избежать кибербуллинга и не стать жертвой мошенников? Об этом корреспонденту Mir24.tv рассказали эксперты.

«Нужно всегда держать в голове мысль о том, что нас могут обмануть»: как избежать мошенничества и буллинга в соцсетях?
© Мир24

Чаще всего мошенники выдают себя за кого-то другого, например, за друзей или представителей различных организаций, чтобы обогатиться за ваш счет. В первую очередь нужно быть осторожными с вложениями и ссылками, которые присылают вам в сообщениях: даже праздничная открытка может стать инструментом «слива» ваших персональных данных.

Отдельно стоит упомянуть фишинговые сайты – они полностью повторяют оригинал, но не являются таковыми. При переходе на такие сайты и выполнении каких-либо действий, у вас могут украсть логины и пароли, персональные данные или деньги с банковских карт.

Самой популярной сферой мошенничества в соцсетях на сегодняшний день, по словам руководителя аналитического центра Zecurion Владимира Ульянова, является купля-продажа. Мошенник, вызывая доверие у пользователя, предлагает купить определенный товар с огромной скидкой. Часто они скидывают ссылки на фишинговые сайты для покупки и требуют предоплату.

«Мы в принципе не можем доверять тем аккаунтам, с которыми общаемся, но можем сократить риски и заказывать через официальные магазины. Однако никто не мешает мошеннику поставить логотип компании себе на аватарку, мало кто будет вглядываться и проверять профиль. Необходимо быть максимально бдительным и скептически относиться ко всему, особенно к входящим коммуникациям, когда вам в личные сообщения пишут с предложениями что-то приобрести – это первый тревожный звоночек. Лучше позвонить по телефону организации и узнать, действительно ли вам пишет их представитель. Чтобы не дать вам этого сделать, мошенники говорят, что предложение действительно только 10 минут – это частый прием психологического давления. Сделайте паузу, переведите дух, не стоит сломя голову бросаться и оформлять заказ, переводить деньги», – говорит Владимир Ульянов.

Нередки случаи кражи персональных данных, которые мошенники могут использовать в корыстных целях. Владимир Ульянов отмечает, что чем строже фильтры и настройки безопасности – тем лучше. Поэтому закрытые страницы в социальных сетях могут помочь. Однако это не гарантирует полной безопасности, особенно для тех аккаунтов, у которых большое количество друзей. Малознакомые и незнакомые люди в списке могут оказаться мошенниками, которые набивают себе огромную базу и потом пользуются этими «дружескими» возможностями.

«Многим известна такая схема, которая сейчас стала менее популярна, когда от вашего друга приходит сообщение: «Попал в сложную ситуацию, дай в долг денег». В таком случае необходимо перезвонить этому человеку с обычного телефона и все выяснить. Вообще дополнительные настройки приватности сокращают случаи мошенничества, но не исключают их вовсе. Нужно всегда иметь в голове мысль о том, что нас могут обмануть», – комментирует Владимир Ульянов.

Но использовать персональные данные могут не только мошенники – фотографии и видео, а также информация о человеке и его родственниках может стать настоящим триггером для интернет-троллей. Особенно часто с кибербуллингом сталкиваются дети. Так, по словам контент-директора и аудитора программы курса по цифровой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Ольги Лаврентьевой, почти половина школьников не знает, что фотография, размещенная на закрытой странице, фактически хранится не только на их устройстве, но и на серверах социальной сети.

«Данные, полученные в ходе исследования аналитической группой Skysmart, показывают, что дети и подростки, будучи активными пользователями социальных медиа и генераторами фото- и видеоконтента, в реальности не обладают достаточными и фундаментальными знаниями в области общей цифровой грамотности и безопасности», – отмечает Ольга Лаврентьева.

И если взрослые просто-напросто заблокируют обидчика, обратятся в службу поддержки или проигнорируют, то дети могут принять троллинг в интернете близко к сердцу. Нейропсихолог Елена Данилова советует научиться отстаивать свои границы и управлять своими эмоциями. Эти навыки помогут избежать негативных последствий кибербуллинга.

«Научите ребенка делиться с вами переживаниями, особенно если они связаны с отношениями с друзьями, сверстниками, учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что дома его всегда поддержат, с ним все в порядке, и он имеет право на проявление эмоций, какими бы они ни были. Проговаривайте, что ребенок чувствует в той или иной ситуации, как может действовать во время конфликта. Он должен понимать, что люди разные, и иногда единственная возможность избавить себя от переживаний по поводу травли в соцсетях – это заблокировать пользователя», – говорит Елена Данилова.

Если ребенок или вы столкнулись с кибербуллингом и чувствуете, что не справляетесь, не стоит откладывать обращение к специалисту. Психологическая помощь будет эффективна в этом случае и позволит сократить время восстановления.