Как виртуальная реальность может помочь психотерапии?
Исследование Университета Эдит Коуэн (ECU) показало, что 30% людей предпочитают обсуждать свои переживания больше с аватаром виртуальной реальности, чем с человеком. Исследователи сравнили социальные взаимодействия в виртуальной реальности с общением лицом к лицу. Они использовали технологию полного захвата движения лица и тела, чтобы создать «реалистичный движущийся аватар», который точно имитировал своего реального аналога, а затем проанализировали, как люди взаимодействуют с аватарами по сравнению с людьми.
«В целом люди оценили социальное взаимодействие в виртуальной реальности как общение лицом к лицу, за исключением близости, когда люди, как правило, чувствовали себя немного ближе друг к другу, когда находились лицом к лицу», – сказал исследователь в области психологии и коммуникации доктор Шейн Роджерс.
«Это означает, что терапия может быть открыта для новых людей, которые не чувствуют себя комфортно при традиционном общении лицом к лицу. Это также может позволить терапевтам более эффективно проводить терапию на расстоянии, поскольку человек может находиться в комнате терапевта (в виртуальной реальности), сидя у себя дома», – добавил Роджерс.
Станет ли общение в виртуальной реальности, включая беседы с психотерапевтом, обычным явлением в повседневной жизни? Развитие технологий и гаджетов говорит, что технически это может стать возможным в ближайшие пять лет, но готовы ли к этому люди? Насколько это для человека психологически комфортно?
Виртуальная реальность и психотерапия
С появлением виртуальной реальности специалисты осознали потенциал этой технологии для дистанционной (экспозиционной) терапии, при которой люди с психологическими проблемами обсуждают пугающие их вещи в безопасных и контролируемых условиях. Дистанционная (экспозиционная) терапия нацелена на поведение (как правило, на избегание), которое люди демонстрируют в ответ на ситуации или воспоминания, которые они находят пугающими или вызывающими тревогу. Цель терапии состоит в том, чтобы уменьшить поведение избегания путем активного противостояния вещам, которых человек боится.
«А вот экспозиционная терапия с использованием виртуальной реальности (VRET) способна погрузить человека в созданную компьютером виртуальную среду, – считает UX-исследователь*, Дарья Кошелева. – Эту среду можно запрограммировать, чтобы помочь человеку напрямую противостоять пугающим ситуациям или местам, с которыми может быть небезопасно сталкиваться в реальной жизни. Такие виртуальные среды обеспечивают визуальные, слуховые, тактильные, вибрационные, вестибулярные и обонятельные стимулы для пациентов. Во время сеанса терапевт внимательно наблюдает за состоянием возбуждения пациента, отслеживая физиологические показатели стресса, в том числе частоту сердечных сокращений и дыхание».
На сегодняшний день VRET в основном изучался у ветеранов войн с посттравматическим стрессовым расстройством и для лечения конкретных фобий, таких как клаустрофобия, боязнь вождения, боязнь высоты, боязнь пауков и социальные расстройства.
«Кроме того, виртуальная реальность может помочь людям с расстройствами, связанными с зависимостью курения, употребления алкоголя или наркотиков. По сути, механизм тот же, что и при лечении посттравматического стресса: с помощью строго контролируемой и настраиваемой виртуальной среды люди сталкиваются с самыми сложными ситуациями и пытаются преодолеть свои обычные пристрастия в более безопасной среде», – резюмирует эксперт.
Скептически относится к технологии виртуальной реальности психолог Ольга Лаврушко. Она полагает, что, например, чат-бот может генерировать вопросы и создавать цепочку для размышления, но не может создавать терапевтическое пространство, территорию доверия. Оно необходимо для того, чтобы человек расслабился, отбросил логику и позволил своему бессознательному открыть новые пути решения его проблем или пути исцеления. В обучении или коучинге такие системы допустимы, в психотерапии их эффективность сомнительна.
*UX-исследования (UX Research) – одно из направлений изучения пользовательского опыта при взаимодействии с цифровыми программами или устройствами.