На «Госуслугах» появится еще сотня опций

Обновлено в 20:26

На «Госуслугах» появится еще сотня опций
© BFM.RU

Со следующего года на едином портале госуслуг станут доступны более ста новых сервисов для граждан и бизнеса. Соответствующее постановление подписал премьер Михаил Мишустин.

На портале теперь можно будет оформить некоторые пособия на детей, сдать налоговую декларацию, зарегистрироваться как самозанятый, оформить права на дачу или участок, получить выписку из лесного госреестра, оформить различные лицензии и разрешения.

Кроме того, регионы смогут разместить на госпортале дополнительные услуги. Например, по аттестации педагогов, предоставлению бесплатного жилья, согласованию перепланировки в квартире, выдаче разрешений на капстроительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Хватит ли у «Госуслуг» мощностей и насколько защищенными будут данные пользователей? Мнение гендиректора компании Phishman Алексея Горелкина.

Алексей Горелкин гендиректор компании Phishman «Насколько «Госуслуги» вообще выдержат нагрузку — я уверен, что выдержат. Потому что, да, были [проблемы] с QR-кодами, потому что там был кратный рост, и они не успели [подготовиться], сейчас уже таких нагрузок больших не будет. Сейчас «Госуслуги» уже довольно штатно работают при большом объеме посетителей. Другой вопрос по безопасности. Тут я сразу вспоминаю историю с электронным голосованием, когда паспортные данные всех, кто голосовал электронно, оказались в доступе, их можно было скачать. Я опасаюсь, что могут быть определенные дыры в безопасности, через которые злоумышленники смогут получить данные. А из-за того, что портфель услуг растет, это могут быть довольно-таки чувствительные данные. Я не буду говорить о том, что надо уходить на бумагу, нет, прогресс есть прогресс. Скорее всего, будут утечки, будут сложности, но аферисты возможны везде и всегда. Нужно сто раз думать и контролировать возможное движение с недвижимостью. Надо быть к этому готовым».

Не исключено, что в дальнейшем на портал «Госуслуги» будут добавляться все новые опции. Насколько безопасно и целесообразно собирать на одном ресурсе гигантское количество личной информации пользователей? Мнение гендиректора ООО «Киберполигон» Луки Сафонова:

Лука Сафонов гендиректор ООО «Киберполигон» «Я считаю, что ничего плохого нет в том, что все эти данные агрегируются в одном сервисе. В любом случае контролировать один сервис гораздо проще, нежели 50 или 100 штук других сервисов, которые отвечают за те или иные данные. Сама концепция единого окна, единого портала, где все будет сосредоточено, достаточно правильная, и люди не будут путаться, где какие данные вводить. За «Госуслугами» стоит достаточно серьезная команда профессионалов, которые совершенствуют защитные механизмы, проводят необходимые мероприятия по обеспечению дополнительных уровней защиты, в том числе, например, Bug Bounty — программа, которая позволяет независимым исследователям помочь улучшить систему. Плюс у них есть механизм взаимодействия с комьюнити по информационной безопасности, представители которого сообщают о тех или иных уязвимостях или недоработках в рамках их работы. Ваш телефон гораздо больший источник возможной критичной информации, нежели аккаунт на «Госуслугах».

В декабре 2019 года произошла масштабная утечка данных пользователей сервиса «Госуслуги» одного из субъектов федерации. В даркнет тогда попали паспортные данные, номера телефонов, СНИЛС и ИНН, а также информация о детях. А в сентябре этого года в Сети выставили на продажу данные волонтеров с портала Всероссийской переписи населения.