Выживут только надомники? В России взлетел спрос на бьюти-мастеров, работающих на дому
Спрос россиян на услуги частных мастеров бьюти-индустрии в ноябре вырос на 80% год к году, сообщает портал «Авито Услуги». Mir24.tv поговорил с профессионалами индустрии красоты, чтобы выяснить, волнует ли ситуация с оттоком специалистов в частный сектор салоны красоты.
Владелица салона красоты по вызову Peggy Sue Наталья Берег считает, что работа по вызову – это будущее бьюти-индустрии, но это не значит, что будут процветать теневая деятельность и уход от налогов. В таком формате мастера не будут прикованы к салону, что будет экономить время и у клиентов. В таком случае клиент получит не «кота в мешке» из агрегатора, а мастера, имеющего все необходимые сертификаты, знакомого со сферой обслуживания, имеющего медкнижку.
«Первая ситуация – это история с некими сайтами, которые являются просто рекламными платформами, но при этом рекламируют себя как сервисы. Они ни за что не отвечают. И, конечно, за последние пять лет демпинг бьюти-услуг достиг уже какого-то апогея. Поэтому мастера, особенно после первого локдауна, подсобрали из салонов клиентов. Им стало интереснее с точки зрения финансовой выгоды, ухода от налогов работать у себя дома либо у клиентов. Они не знают, что ждет салонный бизнес в перспективе, поэтому максимально уходят в черную. В этот формат ушло процентов 70% – 80% мастеров. Особенно это касается ногтевого сервиса – им было проще всего уйти работать в нелегалы», – говорит Наталья Берег.
«Услуги надомников стоят столько же, сколько и в салонах. Это утопия, что они дешевле. Есть разные сегменты: эконом, бизнес, премиум – но премиальный мастер стрижет за три тысячи, он и на дому берет три, а то и пять. Как «эконом» стрижет в салоне за 500 – он и на дому стрижет за 500, – говорит владелец сети «Персона», президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Игорь Стоянов. – Агрегаторы надомную работу не контролируют, значит, не контролирует и государство. И это самая большая беда, это разрушает наш бизнес – не разница в цене, которой нет».
По словам Натальи Берег, в пользу ухода из салонов говорит нежелание мастеров платить налоги, нежелание прививаться, непонимание тенденций рынка. Кроме того, многие считают такой формат работы более надежным в условиях пандемии.
Как говорит Игорь Стоянов, помимо всего прочего, индустрию разрушает противопоставление самозанятых и традиционных отношений.
«Есть несправедливость между самозанятыми и традиционными салонами красоты, – поясняет Стоянов. – Ассоциация бьется год, чтобы уравновесить две вещи. Первая – разрешить ИП и ООО брать самозанятых на работу, даже если это компании, которые уже работают. То есть по сути разрешить переводить трудовые отношения в договоры ГПХ. Если у меня человек работал по ТК, я как ООО или ИП хочу получить разрешение брать человека по договору ГПХ. Это спасло бы бизнес. И второе – уравновесить самозанятого и ИП, сделать идентичный налог. Не ИП 6%, а самозанятый – 4%, а, например, и ИП, и самозанятый – 4%. И дать ООО, которые работают в индустрии красоты, адекватное снижение подоходного налога. Если нас уравнять, это бы нас сбалансировало».
По мнению эксперта, если ситуация не изменится, выживут одни сети, и рынок начнут завоевывать мастера: «Но в силу своей дремучести они вернут отрасль в 1995-й год. Мы с 1995-го учились сервису, а мастера, придя в салоны из домов, точно будут проходить опять этот путь. Они будут учиться сервису, платить налоги, тратить одноразовые продукты и выполнять требования Роспотребнадзора. А если они этого не смогут сделать, то останутся в тени или закроются. Проблема не в агрегаторах, а в подходе к системе налогообложения. В этой индустрии должны быть сбалансированные условия и для самозанятого мастера, и для предприятия».