Войти в почту

Что такое колдунщик. Объясняем простыми словами

Колдунщик — специальный модуль выдачи поисковых систем «Яндекса» и Google, задача которого — давать точный и ёмкий ответ на запрос пользователя прямо на странице с результатами поиска, избавляя его от необходимости искать информацию по ссылкам. Проще говоря, анализируя поисковый запрос, система решает, в каких случаях пользователю можно выдать ответ в более удобном формате выше результатов поиска. В некоторых случаях лучшим ответом будет не ссылка на проиндексированный сайт в выдаче, а число, курс валют, информация о погоде, готовый перевод слова, свежая новость и т .д. Например, при поиске какого-то места пользователь увидит наглядный блок с картой и адресом, а при вводе имени известной личности — информационную карточку из «Википедии» Предназначение колдунщиков – упростить жизнь людей, пользующихся поисковиком, ускорить поиск информации, избавив от необходимости изучать и сравнивать данные с разных сайтов. Также эти модули называют универсальными обогащёнными ответами. Пример употребления на «Секрете» «"Яндекс" предоставил доступ к универсальным обогащённым ответам — так называемым колдунщикам — для всех компаний. Теперь пользователи смогут увидеть данные с разных сайтов в отдельном блоке и перейти сразу на страницы компаний». (Из новости о запуске поисковых модулей, позволяющих в одном блоке увидеть данные нескольких фирм.) Нюансы Вид этого блока зависит от данных, которые в нём размещаются: короткий текст, картинка, плеер с песней, цветовая палитра и т. д. Поисковые колдунщики не заменяют поисковую выдачу, а лишь делают более доступными простые ответы на вопросы. На странице поиска присутствует привычная органическая выдача в виде ссылок на ресурсы по тематике запроса — на случай, если информации из колдунщика пользователю недостаточно. «Яндекс» внедряет своих колдунщиков с 2000-х годов. Тогда зона между поисковой строкой и первым результатом выдачи и получила такое название из-за того, что релевантный ответ появляется якобы магическим образом. За ранжирование и встраивание колдунщиков в «Яндексе» отвечает специальная технология «Блендер». Именно она определяет, какой модуль попадёт в выдачу. «Яндекс» уже создал десятки колдунщиков на различные темы: новости, товары, карты, котировки, авто, музыка, авиабилеты, видео, афиша, недвижимость, бронирование жилья, валютный калькулятор, погода, расписание, карточки из википедии, почтовый индекс, результаты недавних матчей, IP-адрес пользователя и пр. Колдунщики появляются в ответ на многие запросы, но далеко не на каждый. Некоторые из них отвечают на вопросы прямо, предоставляя точный ответ, а другие не дают конкретного ответа, зато показывают, на каком сервисе его можно найти. Для колдунщика характерно умение распознавать регионы, то есть он выдаёт результаты запроса о прогнозе погоды для того города, где находится пользователь. Также, например, жителям Москвы доступен поисковой модуль с графиком отключения горячей воды. У «Яндекса» есть также колдунщик, который может быть полезным, например, для дизайнеров — цветовой «барабан», позволяющий увидеть, как выглядит тот или иной цвет, указанный в запросе. С его помощью пользователи могут увидеть, как выглядят экзотические цвета вроде бисмарк-фуриозо, маджента и т. д. В свою очередь, у Google колдунщиков гораздо меньше и они менее навязчивы. В поисковой выдаче, как правило, их меньше, чем у «Яндекса». В то же время у Google более лояльная политика по отношению к конкурентам, поэтому контент из сторонних сервисов тоже может стать частью колдунщика. Например, часто бывает, что в выдаче Google показаны «Яндекс.Карты» или 2GIS, а не Google Марs. Критика Колдунщики фактически отбирают трафик у страниц из органической выдачи, которая оттесняется вниз. Многие пользователи, удовлетворившись ответом колдунщика, не переходят на прочие сайты. Ситуацию усугубляет наличие рекламных блоков, которые тоже выступают своеобразными препятствиями на пути потенциального посетителя к сайту из топа выдачи. «Ещё одна важная причина стагнации SEO-рынка — каннибализация топа поисковой выдачи. Поисковые системы всё больше и больше площадей выделяют под рекламу и поисковых колдунщиков. Как следствие, даже если сайт находится высоко, это может не приводить к росту трафика», — сетовал в 2019 году СЕО PromoPult Алексей Штарев. Колдунщики всегда бросаются в глаза, так как визуально выделяются на фоне органической выдачи. Они содержат много информации, способной оказывать влияние на мнение пользователей. Например, рейтинг организации в «Яндекс.Картах», отзывы пользователей о компании в справочниках, комментарии о работе бренда в «Яндекс.Кью» и т. п. В итоге пользователь меньше смотрит органическую выдачу и теряет мотивацию переходить на сайты самих брендов. Негативные отзывы в колдунщиках могут сформировать первое впечатление о продукте, организации или сайте, а значит – и на его решение о покупке услуги или товара. В связи с этим представителям компаний приходится работать над попаданием в колдунщики и отвечать на отзывы пользователей на площадках, выступающих информационной базой для модулей поисковой выдачи. Недовольство подобной механикой дошло до того, что в 2020 году сразу несколько крупных российских онлайн-сервисов пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на злоупотребление доминирующим положением «Яндекса». Заявители обвинили IT-гиганта в том, что он выводил в колдунщиках преимущественно собственные сервисы, что делало их более заметными в поисковой выдаче. Впоследствии ФАС возбудила дело против «Яндекса» из-за нечестной конкуренции и дискриминации. Факт Хотя колдунщики снижают посещаемость сайта из поиска, но в то же время могут стать эффективным инструментом продвижения бизнеса. Чтобы интегрировать сервис в универсальные обогащённые ответы, придётся выполнить ряд требований и предоставить информацию о своём проекте или бренде. Например, в «Яндексе» этот процесс устроен примерно так: «Для попадания в ответы с отелями нужно заполнить информацию об объекте, в блок с авиабилетами — подключиться к сервису, в ответы с киноафишей — заполнить специальную заявку. Видеосервисы могут передать IT-гиганту контент и сведения о подписчиках для ответов с сериалами и фильмами. Тогда ролики появятся в плеере "Яндекса". Для использования собственного плеера придётся обсудить юридические и технические детали». В случае с Google нужно заполнить карточку компании в сервисе Google My Business. Организация создаёт свой профиль, который автоматически попадает в поисковую выдачу и карты IT-гиганта. Владелец учётной записи получает доступ к статистике по звонкам, поиску маршрутов, переходам на сайт и другим действиям пользователей. Также в профиле есть возможность отвечать на отзывы. Статью проверила:

Что такое колдунщик. Объясняем простыми словами
© Секрет Фирмы
Секрет Фирмы: главные новости