В МФТИ проанализировали влияние пользователей соцсетей друг на друга

Анализ динамики мнений в анонимизированной выборке из 1.6 миллионов пользователей социальных сетей выявил наличие сразу двух компонент социального влияния: ассимилятивной и диссимилятивной. Первый термин обозначает, что мнения индивидов стремятся друг к другу, тогда как второй — рост различий во взглядах. С помощью понятия диссимилятивного влияния легко объяснить поляризацию взглядов в обществе. Баланс между двумя компонентами определяется разницей взглядов индивида-источника и индивида-объекта влияния. Как выяснил в ходе анализа сотрудник лаборатории активных систем Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН и кафедры высшей математики МФТИ Иван Козицин, ассимилятивное влияние чаще проявляется, когда разногласия между пользователями не слишком малы, но и не слишком велики.

«Иными словами, если вы пытаетесь убедить человека, который изначально настроен против ношения медицинских масок, в том, что маски носить все-таки нужно, то чересчур сильные аргументы могут заставить его только укрепиться в своем мнении; слишком мягкие аргументы также могут не подействовать — нужна “золотая середина”», — приводит пример Иван Козицин.

Не секрет, что сегодня колоссальное влияние на мнение людей имеют социальные сети, так как они позволяют транслировать информацию неограниченному количеству. Иван Козицин отметил, что понять, как формируются взгляды пользователей социальных сетей — чрезвычайно сложная, но важная задача, ведь результаты могут быть применены в социологии, политологии и маркетинге.

Работа учёного важна ещё и потому, что подчёркивают существование диссимилятивного влияния. В теоретических работах этот концепт имеет большое значение, однако его эмпирические доказательства зачастую подвергаются критике со стороны учёных. Новое исследование является весомым аргументом в поддержку этого концепта.

Фото: Business 2 Community