Банк выведет вас на маркетплейс всего за 5000 рублей, это 50 позиций и первые 10 продаж. Какие условия и есть ли подвох?
Выведем на Ozon и Яндекс.Маркет. Недорого Маркетплейсы – это сегодняшний день интернет-торговли. Площадка так или иначе сводит поставщиков и покупателей товаров: это может быть как поставка со склада продавца напрямую покупателю, так и доставка до склада маркетплейса, который уже организует логистику. В любом случае поставщик может размещать на маркетплейсе десятки, сотни или даже тысячи товаров, продавая их там и перечисляя определенную комиссию компании. Но выйти на маркетплейс не так просто – самые популярные в России Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет имеют определенную систему согласования и модерации, которую нужно пройти, чтобы начать продавать. К тому же нужно запустить сами продажи – подготовить карточки товара с фото, настроить описание и продвижение. Есть определенные компании, которые предлагают все эти услуги «под ключ» за соответствующую оплату, но теперь появились и банки, которые предлагают то же. Так, входящий в банк «ФК Открытие» Точка-банк (позиционируется как банк для предпринимателей) предлагает комплексную услугу по выводу бизнеса на маркетплейс. Основные условия такие: предприниматель получает личного менеджера для запуска продаж; менеджер зарегистрирует клиента и пройдет за него модерацию; оформит до 50 карточек товаров; будет вести компанию на Ozon и Яндекс.Маркет; гарантирует первые 10 продаж (даже если предприниматель еще ничего не продавал); стоимость услуги – 5000 рублей за каждую площадку. Кроме того, сайт Точка-банка обещает сопровождение клиента со стороны личного менеджера в течение 10 месяцев – и все это входит в стоимость пакета. Более подробные условия На первый взгляд, регистрация и запуск продаж на маркетплейсе – это затраты исключительно времени, однако, по оценкам экспертов, услуга, которую предлагает Точка-банк за 5 тысяч рублей, в действительности по рыночным оценкам стоит порядка 15 тысяч рублей. Мы подробнее разобрали условия этой услуги, и вот самое главное из них: банк действительно разместит до 50 товарных предложений на маркетплейсе, но продавец должен сообщать менеджеру полную информацию о товарах; описание, фото и видео о товарах готовит менеджер, а продавец должен в течение 2 дней одобрить проект или внести в него правки; поставщик должен дать менеджеру всю информацию о товарах и их остатках, ценах, брендах и т.д.; поставку товара на склад маркетплейса полностью организует поставщик; менеджеру нужно будет предоставить доступ в личный кабинет на сайте маркетплейса; банк сможет разместить информацию о проекте на своем сайте (это краткое описание задачи и список людей, которые работали над проектом); сроки оказания услуги – 60 календарных дней. Но если первые 10 продаж пройдут раньше, срок закончится в этот момент; в 10 успешных продаж засчитываются все продажи, которые получил и не вернул покупатель. На первый взгляд, условия вполне адекватны описанию услуги – менеджер Точка-банка действительно будет заниматься всей организационной работой, вплоть до создания и загрузки фото в карточки товаров. Однако есть в оферте и некоторые «подводные камни»: если предприниматель понес убытки из-за несоблюдения банком условий договора по вине самого предпринимателя, банк не несет за это ответственности. Здесь можно предположить, что речь идет о несоответствии товара требованиям по качеству или о несоответствии его цены рыночной цене. Убытками могут быть, например, стоимость доставки товара до склада и его хранения; маркетплейс вправе отказать в регистрации предпринимателю или заблокировать его по итогам проверки. Банк в данном случае ни при каких условиях не несет ответственность за убытки предпринимателя (хотя, в теории, блокировка может быть ничем не обусловлена или связана с ошибками менеджера банка); менеджер может предлагать скорректировать описание или цены товара, чтобы улучшить его привлекательность. Сложно сказать, будут ли такие «рекомендации» обязательными и откажется ли менеджер оформлять карточки по слишком завышенной цене. Кроме того, в условиях оферты не удалось найти главного – что будет, если в обозначенные 60 дней предприниматель не сделает 10 продаж. Тем не менее, несмотря на ряд спорных пунктов, серьезных «ловушек» и откровенного обмана нам найти не удалось. Зачем это банку? Точка-банк – не первый, кто начал работать с бизнесом, выходящим на маркетплейсы. По разным оценкам, число потенциальных клиентов-предпринимателей и компаний составляет от нескольких десятков тысяч до 200-300 тысяч, а продажи на маркетплейсах за первое полугодие составили более чем 1,6 триллиона рублей. Банк, который изначально создавался как банк для бизнеса, в этом году купил компанию InSales, которая занимается выводом бизнесов на маркетплейсы. Соответственно, здесь речь идет о некоем синергетическом эффекте – банк получает лояльных клиентов, которые будут увеличивать обороты по своим счетам и свою прибыль. Именно поэтому банк готов «продавать» услугу стоимостью в 10-15 тысяч рублей всего за 5 тысяч рублей – в дальнейшем расходы могут многократно окупиться прибылью с клиента. При этом на рынке есть и другие банки, которые работают с продавцами на маркетплейсах: Модульбанк запустил программу для начинающих бизнесменов – их учат всем основам работы на маркетплейсах, от особенностей регистрации и бухгалтерии до вывода на торговую площадку; «Факторинг плюс» из группы «Киви» в этом году начал проект по финансированию продавцов маркетплейсов, а в следующем году запустит и дополнительные сервисы, уже не связанные с кредитами и финансированием. Таких компаний уже много – только у Ozon есть как минимум 50 технологических партнеров, которые помогают бизнесу выходить на площадку и сделать свои первые продажи. И выход банков в этот сегмент уже точно не будет лишним для рынка.