Войти в почту

Ее дело может стать толчком к изменению законов, регулирующих работу такси

Компания "Яндекс" подала апелляцию на решение суда, по которому должна выплатить 2,5 млн рублей из-за частичной потери трудоспособности пассажирке такси Елене Гращенковой — в 2016 году она попала в ДТП на заказанной ею через приложение "Яндекс.Такси" машине. Водитель не справился с управлением и въехал в фонарный столб. Его клиентка получила тяжелые травмы. В присужденную ей сумму был включен доход, недополученный пассажиркой из-за частичной потери трудоспособности: суд рассчитал ее из суммы в 47 тыс. рублей в месяц за пять лет, прошедших со дня ДТП, рассказала Гращенкова радиостанции "Коммерсант FM". Кроме того, "Яндекс" был оштрафован на 800 тыс. рублей. Компания-агрегатор пока не собирается исполнять решение и подала апелляцию. Вместе с тем Гращенкова намерена подать в Арбитражный суд на пожизненное содержание в связи с тем, что ее травмы прогрессируют, а утраченная в результате ДТП трудоспособность не может быть восстановлена. "Позиция "Яндекса" [в таких спорах] всегда одинакова: они настаивают на том, что предоставляют пассажиру лишь информационные услуги и не могут нести полную ответственность за поездку; мол, мы своего рода доска объявлений, только высокотехнологичная", - рассказал "Газете.Ru" председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. По его словам, суды в таких случая выносят решения по-разному — как в пользу истцов, так и в пользу компании-агрегатора. "Все зависит от того, понимал ли клиент, что агрегатор предоставляет ему только информационные услуги, или напрямую связал некачественную услугу с "Яндекс.Такси", - полагает эксперт. По словам автоюриста Николая Травина, как таковой практики правоприменения по таким вопросам у него пока нет. "Хорошо если один или два человека обращались по таким спорам. Люди мало обращаются [с подобным] к юристам — должно быть, потому что мало верят в перспективу таких исков", - сказал он "Газете.Ru". Руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швегерус называет вынесенное решение прецедентом. "Прецедент здесь не только в том, что Гращенкова отсудила положенное по Гражданскому кодексу, но и в том, что пошла дальше и подала на пожизненное содержание", - говорит эксперт. По его словам, нынешнее законодательство - как общее (Гражданский кодекс), так и отраслевое (Устав автомобильного транспорта и Правила перевозки пассажиров) дает возможность применять к услугам "Яндекс.Такси" понятие фрахта. "Оно до сих пор использовалось в авиа- и морских перевозках, но предоставление транспортных услуг - это как раз фрахт. Разница между перевозчиком и фрахтовщиком довольно тонкая - перевозчик должен предоставить клиенту транспортное средство, а фрахтовщик предоставляет перевозку, и несет ответственность за ее надлежащее качество", — говорит Швагерус. Отношения "фрахта" между агрегатором и пассажиром, по его словам, должны начинаться в момент, когда клиент заказывает такси через приложение. "Если вы поймаете машину с руки, то и фрахтовщиком, и перевозчиком будет сам водитель, что бы ни было написано на борту автомобиля, - замечает эксперт, - Но если вы заказываете через приложение - это фрахт, и всю ту же ответственность перед вами должен нести фрахтовщик. Вы же обращаетесь в магазин, если купили плесневый хлеб, а не на сам хлебозавод. То есть, говоря проще, фрахтовщик обязан выплатить компенсацию, а уже потом сам разбираться с поставщиками". Кирилл Янков с ним не согласен - "фрахтовщиком", по его мнению, может быть только сам таксопарк (или, реже, сам водитель), в продаже услуг которого посредничает "Яндекс". Оба эксперта сходятся в том, что вопрос можно было бы решить с помощью страхования пассажиров в поездках, однако Станислав Швагерус указывает, что на данный момент условия страхования пассажиров "запрятаны" в подписываемый клиентом договор. Выплаты по фактам таких ДТП эксперт назвал "как правило, мизерными". Представитель форума такси надеется, что случившееся приведет изменениям в законодательстве, которые позволят, в том числе, выработать механизмы разрешения таких ситуаций в досудебном порядке. Тем временем, в ГИБДД статистику по ДТП с участием такси ранее называли тревожной. Весной 2021 года глава ведомства Михаил Черников в эфире телеканала "России 24" сообщил, что число погибших в ДТП с участием автомобилей такси в России за 2020 год увеличилось на 20%. При том, что в автомобильном потоке Москвы, например, таксомоторы составляют до 30%, указал руководитель дорожной полиции. По его словам, это повод "задуматься о профессиональном уровне водителей и организации отрасли в целом".

Ее дело может стать толчком к изменению законов, регулирующих работу такси
© Газета.Ru