«Ъ»: «Яндекс» отказался от покупки «Азбуки вкуса»
«Яндекс» отказался от покупки «Азбуки вкуса», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Причиной могли послужить отсутствие синергии и завышенная оценка актива продавцом. На нее повлияли хорошие показатели ретейлера в 2020 году. Тогда выручка компании выросла более чем на 18%, отмечает издание.
О потенциальной сделке стало известно еще в июне. Эксперты отмечали, что «Азбука вкуса» была нужна «Яндексу» для развития «Лавки» — собственной службы доставки продуктов. Уже тогда ретейлер был ключевым партнером сервиса — широкий ассортимент его готовой продукции был представлен в приложении «Лавки». Кроме того, в июне компания сделала «Яндекс.Еду» своим единственным посредником на рынке экспресс-доставки, отказавшись от собственного аналога.
«Яндекс» уже не первый раз анонсирует приобретение, а потом от него отказывается. Так, в июле бигтех не стал поглощать интернет-магазин KupiVIP, который входит в топ-20 самых дорогих компаний рунета, для развития сервиса «Маркет». Продолжает исполнительный директор VSK group Максим Тищенко:
Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «Здесь, наверное, две составляющие. Первая — это достаточно негибкая позиция самого «Яндекса». Их желание понятно — стать мегасупергигантской компанией, которая будет охватывать все и везде. Но, к сожалению, стратеги, которые в «Яндексе» присутствуют, которые эту стратегию и разрабатывают, и те, которые даже воплощают в жизнь, как лебедь, рак и щука: все тянут в разные стороны, никто не знает, куда мы хотим плыть и зачем мы туда хотим плыть. Поэтому я бы это назвал шатанием и беганьем по рынку, выискиванием неважно откуда, из каких сегментов предложений, но у кого-нибудь что-нибудь купить. Начиналось с KupiVIP, с Тиньковым ничем не закончилось, и теперь еще один кирпичик — это «Азбука вкуса». Если даже «Яндекс» хочет развивать свой сегмент онлайн-торговли продуктами питания, не «Азбука вкуса» ему нужна, а, скорее всего, какая-то не очень большая, но региональная сеть, которая будет стоить не очень дорого для «Яндекса, но на базе которой он, имея свой инструментарий, сможет развивать онлайн-торговлю в регионах. Потому что в Москве и Петербурге у него позиции достаточно нормальные, здесь нужны немножко другие инструментарии, чтобы увеличить свою долю рынка».
Владельцы ретейлера, по словам источников «Ъ», по-прежнему рассматривают продажу бизнеса, так как «Азбука вкуса» — один из немногих независимых игроков на российском розничном рынке, а в сегменте доставки готовой еды продолжается рост. Среди потенциальных покупателей компании — «Магнит» и X5 Retail Group. Однако если крупные ретейлеры и купят премиальную сеть супермаркетов, то у них возникнут сложности с интеграцией компании. Комментирует основатель компании «Директфуд» Максим Воскресенский.
Максим Воскресенский основатель компании «Директфуд» «Купить их мало желающих, потому что их никак невозможно интегрировать в действующую сеть. Если мы возьмем Х5 Retail Group, они даже закрыли «Карусели», потому что они нерентабельны, у них останутся только «Перекресток» и «Пятерочка». «Пятерочка» тащит весь бизнес, а «Перекресток» — это, как говорится, вишенка на торте. Вспомним, как они делали в свое время «Зеленый перекресток» и чем это всем закончилось. Они хотели закопировать модель «Азбуки», но у них не получилось, потому что «Перекресток» — это магазин для среднего класса, даже средний минус, то есть почти та же самая «Пятерочка», только почище, а «Азбука» — это все-таки совсем другой бизнес, это, можно сказать, даже искусство».
По оценкам аналитиков, стоимость «Азбуки вкуса» сейчас составляет около 20 млрд рублей. Среди акционеров сети супермаркетов — основатели, менеджмент и фонды прямых инвестиций. Одним из них, инвесткомпанией Millhouse, владеет Роман Абрамович, который с недавних пор является и миноритарием «Яндекса». Наряду с остальными владельцами он отказался комментировать сорванную сделку. В «Яндексе» и «Азбуке вкуса» также не стали отвечать на вопросы журналистов.