Почти 90% россиян страдают от спам-звонков

89% россиян получали назойливые звонки на мобильный за последний месяц. Такие данные на своем сайте приводит Аналитический центр НАФИ. При этом бороться с такими звонками пытается лишь каждый третий. Назойливый звон Чаще всего спам-звонки получают жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов (93%), чуть реже - жители Сибирского федерального округа (83%), сообщили в НАФИ. При этом назойливее всего ведут себя спамеры с жителями Москвы и Санкт-Петербурга. Более половины россиян (53%) сообщили, что спам-звонки доставляют им серьезное неудобство. Чаще всего подобные обращения раздражают мужчин среднего возраста (60% среди 35-44 летних) и женщин от 45 лет и старше (60-63%). На рынке уже давно существуют приложения-определители номера, которые информируют пользователей, если им поступает входящий звонок с номера, ранее связанного со спамом, назойливой рекламой или попытками мошенничества. Бороться с явлением таким путем пытается только каждый третий россиянин (31%), а 69% признались, что никогда не устанавливали подобных мобильных приложений. Наибольшая доля пользователей подобных приложений - люди от 18 до 24 лет (44%), а наименьшая - среди респондентов от 60 и старше (17%). Способы борьбы Существует несколько способов защиты от мошеннических звонков, заявил "Газете.Ru" глава отдела специальных проектов Департамента защиты от цифровых рисков Group-IB Владимир Калугин. По его словам, самый трудозатратный - самостоятельно заносить нежелательные номера в "черный список". Определить мошеннические звонки можно в том числе с помощью сайтов, где базы данных таких номеров формируются самими пользователями. Можно настроить блокировку неизвестных абонентов, если такая функция поддерживается устройством. "Более эффективный способ защиты от спама - сторонние приложения, которые автоматически определяют мошеннические номера и позволяют их блокировать", - добавил специалист. Калугин пояснил, что есть и отечественные, и зарубежные программы с таким функционалом. Их базовые функции, как правило, бесплатны. Однако эксперт предупредил, что для работы приложения порой требуют предоставить доступ к телефонной книге, истории смс и звонков, то есть указанные данные могут собираться, анализироваться и передаваться третьим лицам. Платные антиспам-сервисы операторов связи подойдут тем, кому важна конфиденциальность. "Целесообразнее использовать именно их, поскольку операторы в любом случае располагают биллингом звонков, а пользователю не требуется устанавливать дополнительное ПО на устройство", - подчеркнул Калугин. Руководитель инфраструктуры Kaspersky Who Calls Дмитрий Швецов рассказал "Газете.Ru", что лучшим способом борьбы со спам-звонками будет сочетание как технических, так и нетехнических мер. К нетехническим относится постоянное повышение цифровой грамотности: как распознать мошенника, заблокировать спамера, какие данные не стоит сообщать по телефону и так далее. "К техническим относятся специальные решения, которые позволяют определить, кто звонит, не поднимая трубку", - отметил Швецов. Эксперт по информационной безопасности Лиги Цифровой Экономики Андрей Слободчиков в комментарии "Газете.Ru" посоветовал установить приложение с определителем номеров и вносить спам-номера в черный список с помощью встроенных в систему телефона механизмов по блокировке неизвестных звонков. Он также уверен, что борьбу со спам-звонками нужно осуществлять на уровне государства. Слободчиков предложил для этого дополнить закон о предустановке российского ПО и внести в список программы, которые определяют нежелательные звонки. "Тогда пользователю не надо будет совершать дополнительных действий, так как все будет работать "из коробки", - заключил эксперт. Помощь от операторов В пресс-службе Tele2 рассказали "Газете.Ru", что у компании имеется система защиты от спам-звонков. "На всех тарифах Tele2 действует первый контур защиты: встроенная антиспам-система с помощью технологий big data выявляет нежелательные вызовы, в том числе звонки-сбросы. Услуга бесплатна для абонентов, и им не нужно ничего подключать", - подчеркнули в компании. Представитель оператора уточнила, что в сутки Tele2 обрабатывает с помощью big data примерно 5-6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы. Она также анонсировала появление у Tele2 бесплатной функции по маршрутизации подобных нежелательных звонков в спам-бокс. Таким образом клиент сможет прослушивать сообщения позже или получать их в текстовом виде. Также оператор намерен ввести определитель номера, который маркирует спамера и дает абонентам возможность выбрать: принять ли вызов или отказаться от него. В пресс-службе МТС на запрос "Газеты.Ru" сообщили, что отслеживают сомнительные вызовы с помощью антифрод-системы. "Антимошеннические и антиспам-фильтры работают автоматически на всей нашей абонентской базе. В режиме онлайн мы фиксируем и блокируем большую часть таких звонков. По похожему принципу созданы и функционируют системы для СМС, голосовых и финансовых услуг", - добавил представитель оператора связи. Также в компании подчеркнули, что на большинстве тарифов у абонентов есть бесплатная услуга "Базовая защита от спам-звонков". Она, как и у Tele2, автоматически перенаправляет нежелательные вызовы на специальный голосовой ящик. Пользователь может прослушать оставленное в ящике голосовое сообщение и получает СМС о поступившем вызове.

Почти 90% россиян страдают от спам-звонков
© Газета.Ru