Демон из машины: когда искусственный интеллект уничтожит кучу профессий
Понятно, что эстетическое значение таких «усовершенствований» невелико: они апеллируют к самым невысоким и простым чувствам. Нам таинственно и страшно. И в голове появляются мысли о восстании роботов и порабощении человека «дьяволом из машины». Однако мысли эти — несерьезные, шуточные. Куда сильнее действуют на нервы многочисленные прогнозы футурологов о грядущем техническом перевороте.
Например, как искусственный интеллект разовьется до небывалых высот и уничтожит кучу почтенных профессий. Конечно, в первой десятке на выбывание — все, что связано с текстами. Редактура, корректура, журналистика. Прямо вот мечтают некоторые кровожадные мыслители стереть с лица земли «этих малограмотных писак». Некоторые высказывают дерзкое предположение, что «писаки» исчезнут к 2030 году. Прогноз не лишен оснований: кое-где боты-журналисты уже вовсю пишут заметки о спорте.
И вот недавно очередная новость заставила меня подпрыгнуть на стуле: крупная российская IT-компания создала нейросеть, которая подражает текстам в интернете. Программа выучила «Википедию», новостные заметки, посты в соцсетях, даже книги в бесплатном доступе виртуальных библиотек. Причем сочиняет нейросеть в разных стилях: может сымитировать и короткую новеллу, и словарную статью, и народную мудрость, и еще некоторые популярные жанры.
Технология простая: пишешь на страничке сервиса любую фразу, а робот-писатель ее подхватывает и развивает. Я с несколько ревнивым чувством бросила вызов конкуренту: «Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве». И вот что выдал электронный разум: «Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В семье Осипа Абрамовича Ганнибала, выходца из Эфиопии, и Натальи Васильевны Пушкиной, урожденной Гончаровой. Мать поэта происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода, к которому принадлежал и сам поэт. Отец Пушкина умер, когда сыну было неполных три года. Мальчика взял на воспитание его дядя — Сергей Львович Пушкин…»
Как видим, факты из этой «исторической справки» с реальностью соотносятся примерно так же, как осклабившаяся Джоконда — с героиней картины Леонардо Да Винчи. Нейросети пока годятся только для выполнения самых простых задач и для развлечения публики. Что будет дальше? Поживем — увидим. «И на Марсе будут яблони цвести», — пел когда-то Владимир Трошин. Однако и по сей день до этого очень далеко.