Войти в почту

«Мир меняется, а кладбища - нет». Москвич придумал, как совершить революцию на рынке ритуальных услуг

Несмотря на рост смертности, зафиксированный в последние полтора года в Москве в связи пандемией, жители столицы стали посещать могилы своих родных значительно реже, чем, скажем, еще в прошлом десятилетии. Причин много: изменился ритм жизни, многие переехали в другие города, но, главное, подросткам это становится все менее необходимо. Исправить эту ситуацию решил москвич Роман Болдырев, придумавший и запустивший проект «Код памяти». МОСЛЕНТА поговорила с Романом о том, отчего горожанам стали не нужны поездки на могилы близких, как сделать так, чтобы кладбища стали интересны для молодежи и зачем оцифровывать память.

«Мир меняется, а кладбища - нет». Москвич придумал, как совершить революцию на рынке ритуальных услуг
© Мослента

Идея вашего «Кода памяти» состоит в том, что для умершего человека создается виртуальная «страница памяти». А QR-код с ссылкой на нее будет размещаться на металлической пластине, прикрепленной к надгробной плите. За этим стоит какая-то ваша личная история?

Не совсем. Дело, скорее, в том, что рынок ритуальных услуг что в Москве, что по всей стране - один из самых неразвитых рынков в России с точки зрения использования новых технологий. Так сложилось, что большинство обычаев, которые мы сегодня используем для прощания с близкими и сохранения памяти о них, такие же, какими были десятки лет назад, хотя сам мир меняется - становится цифровым. Это – раз. Два: в нашей традиции устные воспоминания о близких всегда было принято дополнять какими-то свидетельствами. Например, традиционными фотоальбомами, записями из личных дневников, семейными бумагами… Так что мной и другими основателями «Кода памяти» движет, скорее, желание продолжать передавать информацию о предках нашим потомкам, но делать это в более современном формате.

Более близком молодежи?

Да. Мы обратили внимание на то, как современные дети и молодежь погружены в смартфоны, и в то же время почти не интересуются историей своего рода. Единственный способ донести до них важность этого — использовать тот язык коммуникации, который они сами используют.

Фото: memorycode.ru

Это – наше московское ноу-хау?

Не совсем. Похожие проекты раньше были реализованы в других странах, скажем, в Китае. И мы, конечно, опирались на их опыт, их ошибки и их успехи. Но было и много чисто наших мелких изменений в невидимых для пользователей моментах. Поверьте: за кажущейся простотой нашего сервиса скрывается много технических нюансов.

Верю. Но задам вопрос не технический, а философский. Говорят: человек жив, пока жива память о нем. Доверив всю память цифре, не потеряем ли мы эту самую память?

Я верю, что таким образом мы, наоборот, можем помочь эту память сохранить. Ведь наша главная наша цель — изменить нынешнее отношение к почитанию памяти о близких людях. Если обратить внимание на современное общество, можно заметить, что все молодые люди погружены в цифровые технологии: им гораздо проще воспринимать информацию из интернета, кроме того, они меньше посещают места захоронений. Именно поэтому мы и решили использовать «цифру». Мне кажется, это приведет к тому, что люди станут больше внимания уделять местам захоронения своих близких и чаще ходить на кладбища. И еще, что немаловажно, «Код памяти» открывает новую возможность для тех, кто по каким-то причинам не может лично посетить место захоронения своего близкого человека: например, потому что находится в другом городе или стране. Такой человек теперь сможет посетить страницу по прямой ссылке или просканировав закрепленный за страницей QR-код с экрана.

Какую именно информацию хранит QR-код»?

На мемориальную страницу можно загрузить почти любую информацию об ушедшем близком человеке, причем - в самом разном формате. Это могут быть тексты, фотографии, аудиозаписи (любимая музыка или запись голоса), видео из семейного архива, ссылки. Также близкие ушедшего могут поделиться на странице своими воспоминаниями о нем. Такие воспоминания проходят модерацию нашего сервиса и утверждение ответственного за наполнение страницы.

Фото: memorycode.ru

Как всем этим пользоваться?

Человек регистрируется на сайте. В процессе он вносит краткую информацию об ушедшем – ту, которую он хочет сохранить в «Коде памяти». Далее создается личный кабинет, в котором можно выбрать тариф для публикации страницы.

Тариф?!

Ну, да. Самый популярный стоит 5 450 рублей и включает расширенный функционал, позволяющий добавлять видео, аудио, редактировать гостевую книгу и создавать фотогалереи. Также в него входит изделие на материальном носителе – та самая металлическая табличка с QR-кодом, которая наносится на памятник на месте захоронения. Оплата за услугу взимается один раз, при создании страницы.

Кстати, у нас есть и бесплатный тариф, в который входит возможность внести краткую эпитафию об ушедшем, родственные взаимосвязи, указание геолокации захоронения. Это важная составляющая нашего продукта, потому что не всегда люди знают, где захоронены их родственники. «Код» позволяет сохранить эту информацию и передать ее другим членам семьи.

Будет ли защита информации или же считать ее может любой обладатель смартфона?

У мемориальных страниц, которые хранятся в «Коде», есть несколько уровней видимости (их может настроить ответственный за наполнение). Первый - максимально открытый. При выборе такой опции страница будет видна любому пользователю, который сканирует нанесенный на памятник QR-код. Второй уровень видимости ограничивает доступ к странице паролем - им ответственный за страницу может поделиться с другими близкими ушедшего. При третьем уровне видимости страница и ее содержание видны только ответственному. Если страница закрыта, просканировавший QR-код случайный прохожий увидит только «заглушку» с логотипом проекта.

Также есть отдельно вынесенная настройка индексации содержания мемориальных страниц поисковыми системами. По умолчанию страница не индексируется поисковиками, но, если ответственный хочет информацию раскрыть, он может снять галочку и сделать страницу видимой. В таком случае в интернете ее смогут найти другие.

Как много уже у вас заказчиков?

Сейчас «Код памяти» работает для более чем 4000 ушедших, что делает наш проект самым быстрорастущим и масштабным в России на текущий момент.

Кто эти люди? Молодые или в возрасте, богатые или наоборот, верующие или атеисты?

Люди обращаются разные, «средний портрет» тут составить сложно, так что могу сказать одно: их всех объединяет желание сохранить память и понимание важности роли технологий.

Сколько вам лет самому?

Мне 35 лет.

Ходите на кладбище к своим родным?

Конечно, я посещаю места захоронений обоих дедов и других родных, особенно тех, которых помню. Стараюсь делать это хотя бы несколько раз в год, хотя это довольно сложно, потому что я проживаю в другом городе. По этой причине, «Код памяти» — очень личная для меня история.