Российская онлайн-торговля освоит нишевые продажи

Развитие интернет-продаж в России переориентируется на нишевые рынки, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов. 

Российская онлайн-торговля освоит нишевые продажи
© ФБА "Экономика сегодня"

Доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли в России по итогам 2020 года выросла почти в два раза — до 3,9%, сообщает Росстат.

Онлайн торговля расцвела в пандемию

Среди субъектов РФ лидером по доле онлайн-торговли оказалась Москва: по итогам 2020 года этот показатель составил 9,3%. Второе место занимает Новосибирск с долей e-commerce в 2020 году в 8%. Замыкает тройку лидеров Севастополь — 7,8% по итогам прошлого года.

Рост онлайн-продаж в Санкт-Петербурге составил 7,3%. Самое низкое проникновение интернет-коммерции Росстат зафиксировал в Северо-Кавказском федеральном округе — 0,5%. В Чеченской республике показатель оказался нулевым, как и годом ранее.

В 2020 году онлайн-покупки продуктов питания выросли на рекордные 670% в сравнении с предыдущим годом, проанализировал структуру спроса оператор фискальных данных «Платформа ОФД». Товары для дома, хозяйства и ремонта показали рост 118%, одежда и обувь +117%, электронная и бытовая техника +74%, товары для спорта и активного отдыха +70%.

«Интернет-продажи стимулировали карантин и самоизоляция, физически ограничившие приобретение тех или иных товаров, что создало прекрасное поле для развития электронной коммерции», — прокомментировал Павел Грибов данные Росстата.

Несмотря на статистические различия по регионам, рост интернет-торговли продолжается и полгода спустя после завершения карантина. В марте 2021 года онлайн-продажи увеличились в 1,3 раза по сравнению с мартом 2020 года и на 11,3% по сравнению с предыдущим месяцем, отмечает статистическая организация в своем исследовании.

«Россия не так давно вышла из состояния ограничений, во время которых потребители поняли, что совершать покупки в интернете удобно и временами выгоднее, чем офлайн, — объясняет Павел Грибов. — Эта сфера сохраняет большой потенциал, вопрос в том смогут ли продавцы обеспечить достаточное количество инвестиций в дальнейшее развитие площадок».

Рост онлайн-рынка требует модерации

По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам прошлого года количество покупателей интернет-магазинов выросло до 60 млн (с 47,4 млн годом ранее). Всего рынок онлайн-продаж в России в 2020 году составил 3,221 трлн рублей, прогноз на 2021 превышает 4 трлн рублей.

Постоянное увеличение продаж вызвала необходимость четкой модерации товаров на наличие сертификатов качества, отмечает директор по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Дмитрий Русаков. В этой связи Росаккредитация совместно с крупнейшими маркетплейсами (Ozon, Wildberries и Metro) запустила сервис для проверки деклараций о соответствии качества.

Ожидается, что специализированная служба облегчит взаимодействия продавцов с поставщиками и обезопасит выбор покупателей. В ближайшее время сервис протестируют на БАДах, детских товарах и косметике, после чего распространят на остальные категории товаров. В АКИТ подчеркнули, что автоматизированная проверка сертификатов заинтересовала уже 16 компаний.

Начавшийся процесс контроля качества товаров, реализуемых с помощью интернета, впоследствии будет конкретизироваться.

«Система онлайн-продаж нуждается в определенном регулировании, которое пока развито слабо, — рассуждает Павел Грибов. — К примеру, сейчас обсуждается вопрос, можно ли продавать лекарства онлайн с доставкой. На время карантина было дано такое разрешение, но вопрос является дискуссионным».

Скорее всего, список интернет-товаров скорректируют с определенными ограничениями на отдельные категории, уверен эксперт.

Дальнейшее развитие рынка онлайн-торговли

Рынок интернет-продаж в России, считает эксперт, в основном сложился. Более того, крупные участники стремятся поглотить мелких. В этом отношении стала показательной сделка «Яндекса» и «Сбербанка» в отношении торговой площадки «Беру». В июле 2020 года «Яндекс» выкупил долю у «Сбербанка» и интегрировал маркетплейс в раздел «Покупки» на «Яндекс.Маркете». 

 «История с площадкой «Беру» подтверждает, что рынок маркетплейсов в России достаточно насыщен, основные игроки на нем уже сформировались», — подчеркнул Грибов.

Электронная коммерция привлекла внимание большого количества компаний, которым теперь придется менять свою стратегию в силу того, что доли рынка онлайн-торговли распределены.

Скорее всего, начнут развиваться локальные маркетплейсы, но вряд ли их будут представлять крупные игроки. Продавцам выгодно сегментироваться и представлять специализированные торговые ниши, резюмировал эксперт.