У «Одноклассников» юбилей! 15 лет исполнилось самой народной социальной сети России
Создатель — веб-разработчик Альберт Попков — на старте вёл «Одноклассники» исключительно для себя. Однако аудитория стала стремительно расти, поднявшись с пары сотен до полутора миллионов человек. Это сподвигло Попкова создать юридическое лицо, а уже к лету 2007 года платформа насчитывала 4 миллиона пользователей. «Одноклассники» уверенно обошли почти всех своих конкурентов. Единственным соперником соцсети был ВКонтакте Павла Дурова, который тоже только набирал обороты.
Монетизировался сайт посредством рекламы. В конце 2007 года каждая страница сервиса пестрила баннерами, а интерфейс любезно предлагал пользователям тысячу и один способ расстаться со своими деньгами в пользу ограниченных «фишек». Так, за небольшую сумму открывалась возможность дарить подарки и оценивать фотографии не только оценками от 1 до 5, но и золотой 5+. За оплату снимался лимит на загрузку фотографий, открывались скрытые смайлики и доступ к режиму «невидимка», скрывающему пользователя в списке гостей других посетителей сайта. Все эти платные опции пользовались огромной популярностью. Это и сыграло с платформой злую шутку в 2008 году.
Осенью 2008-го регистрация в социальной сети стала платной. При этом можно было создать аккаунт с ограниченным функционалом, без возможности отправлять сообщения, загружать фотографии, оставлять комментарии и оценки и посещать страницы других юзеров. Последствия оказались для платформы почти фатальными. Многие пользователи объявили бойкот, и перешли к конкурентам — ВКонтакте, в Facebook и «Мой мир, которые приняли такой подарок судьбы с распростёртыми объятиями.
«Одноклассники» сперва всеми силами не обращали внимания на резко отхлынувший трафик, однако в 2009 году ВКонтакте значительно потеснило главного конкурента на олимпе отечественных соцсетей, сбросив его на вторую позицию. Весной 2010 года «Одноклассники» и вовсе опустились на пятое место, а в августе того же года отменили платную регистрацию, прокомментировав такое решение «разработкой новых эффективных способов борьбы со спамерами».
Тем не менее, несмотря на резкую потерю позиций, соцсеть стала вновь наращивать аудиторию. По данным статистики сайта, на июль 2011 года зарегистрировалось более 100 миллионов пользователей, а на 1 января 2013 года — более 205 миллионов. Затем были и успешные нововведения. В 2016 году совместно с банком ВТБ 24 «Одноклассники» ввели денежные переводы между пользователями с небольшой комиссией, а двумя годами спустя к этому добавилась возможность оплаты услуг ЖКХ и образования, а также пожертвований в благотворительные фонды.
Сейчас «Одноклассники» принадлежит Mail.ru Group. За 15 лет существования пользователи сайта отправили более 53 миллиардов виртуальных подарков и 6 миллиардов открыток и стикеров. В бизнес-профилях опубликовано более 23 миллионов товаров. Инициированы крупные проекты совместно с WWF, Arzamas, ВДНХ. Отражение нашлось и за границами сайта: в YouTube регулярно выходит шоу «Класс народа», где ведущий проводит обзор комментариев участников ОК на различные события.
Кроме того, к пятнадцатилетию «Одноклассники» обновили интерфейс. Логотип теперь выполнен новым шрифтом, цвет верхнего меню стал белым вместо оранжевого, главную страницу полностью переверстали. В ленте новостей важная информация теперь выдаётся в четырех колонках. В скором времени изменится также интерфейс мобильных приложений на iOS и Android, а также появится боковое меню с виджетами мини-приложениий для заказа еды и такси, шопинга, поиска работы и оплаты услуг.
Обновленный дизайн уже появился у части пользователей и в ближайшее время будет доступен всей аудитории.
Фото: «Одноклкассники»