Обратная сторона вайнов: кто и как зарабатывает на блогерах в TikTok

Директор департамента Центробанка по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях заявил, что финансовые пирамиды теперь распространяются через соцсети, через популярных блогеров. Не через актеров или спортсменов, как бывало раньше — через блогеров. «Это плохая тенденция, так как блогеров часто воспринимают как очень близких виртуальных друзей или знакомых», — казал он. Это неудивительно, потому что блогер — это человек, который идет в сеть именно за популярностью, которую можно монетизировать. Слава становится синонимом богатства. Но времена одиночек в этом бизнесе уже прошли. И раз уж мы так много говорим про TikTok, то именно эта сеть на данный момент — образец совершенно четко выстроенного бизнеса. Агрессивно наступающая на аудиторию соцсеть дает возможность самовыразиться всего за 15 секунд. Засунуть острый перец в рот ничего не подозревающему человеку, опустить свой зад в чужую тарелку с едой – это еще не самые отталкивающие истории. Сценарий ролика зачастую бессмысленный и беспощадный — к окружающим и к здравому смыслу. Импровизированная студия прямо в загородном доме, профессиональный свет, камеры в смартфонах – и несколько молодых людей с горящими глазами. За короткий срок TikTok превратился в мощную индустрию – со своей технологией и законами жанра. Юные видеоблогеры, как правило, живут в TikTok-хаусах — загородных домах, которые для них снимают владельцы этого бизнеса. Сестры Катя и Настя предпочли учёбе в медицинском вузе – карьеру TikTok-звезд. Родители в шоке, но когда это детей останавливало? «Либо ты сейчас выкладываешься на полную, передаешь всю энергетику, либо остаешься ни с чем — тебя просто пролистают и все!» — говорят они. Гарантий того, что «не пролистают», — конечно, никто не даёт. Да, продюсеры часто показывают «звезд TikTok» вроде Дани Милохина или Вали Карнавал, у которых по 7 миллионов подписчиков, рассказывают — сколько они теперь зарабатывают. Забывают только упомянуть: все это следствие – модные тренды, тщательно изученные предпочтения аудитории и точно выбранные цели. «TikTok — это абсолютно апогей клипового мышления, абсолютно заточенный под запросы поколения Z. Морально, этично? Нет конечно, вы же сами понимаете – это бизнес-проект, здесь задача была для создателя зарабатывать деньги», — говорит тренд-вочер Алина Оболенская. TikTok – платформа нового поколения. Всего 15 секунд – и вы в плену сетевого трэша. Вошел «чисто полистать» на 5 минут, а вышел – минимум через пару часов. Предпочтения — на уровне подсознания. А как раз неокрепшая психика подростков и заставляет их «залипать» на контенте, переходящим границы пошлостью и идиотизмом. Так и вырабатывается опасный алгоритм поведения «Потому что привыкание к насилию, даже если оно проходит в игровой форме, оно приводит неизбежно к появлению подобного навыка и в реальной жизни», — говорит психолог Андрей Зберовский. Это только на первый взгляд коронная комбинация TikTok — «короткое видео плюс отсутствие смысла» — может показаться случайной прихотью его создателей. Если присмотреться внимательнее, да ещк в компании профессора психологии, станет понятно – цель «видеовыстрелов» — человеческий мозг. А задача – выработать привычку именно к такому «мини-формату», который можно просто «проглотить». Технология «подсаживания» в чистом виде. «Вырабатывает быстрое привыкание нашего мозга к получению легких эндорфинов, легкого окситоцина, легкого серотонина, то есть гормонов удовольствия, которые мы получили, совершенно ничего не делая, При просмотре того же TikTok ребенок не понимает этой разницы, ему кажется что это реальность, реальность становится TikTok, обычная жизнь, серая, скучная не может просто ему дать того набора удовольствий», — говорит психолог Андрей Зберовский. Эксперты не видят в новой платформе «смысловой программы», которые – так или иначе — есть у других соцсетей. Здесь – об «интеллектуальных спорах» — речи не идет «Если когда-то нужно было готовить большие тексты, нужно было большие материалы, аналитика, то сейчас важнее эмоциональный интеллект, чем классический», — говорит эксперт по соцсетям Дамир Халилов. А когда мозг круглосуточно «заливают» бездумными «прикольными видосами», его когнитивные функции просто атрофируются. Да, есть и попытки нести «разумное, доброе, вечное», вроде канала профессора Николая Милованова, который пытается уместить в 15 секунд основные законы физики. Но все же – это «глас вопиющего в пустыне» бездумных челленджей, и порой отвратительных демонстраций низменных сторон жизни. Но – «кому война, а кому мать родна». На глупом контенте очень неплохо зарабатывают создатели «умным схем», как раз владельцы тех самых TikTok-хаусов. Живущие в них подростки собирают лайки, а их менеджеры – стригут купоны. У каждого TikTok-хауса – громкое название, как правило — на английском. И выяснить, какое именно юридическое или физическое лицо за ним скрывается, крайне сложно. Аккаунты на платформах – доступны всем, а вот финансовая отчетность – зачастую нет. Но нам удалось найти данные на один из самых успешных проектов — Dream Team House. За ним стоит компания — ООО «ВАЙЛД ДЖЕМ» Ярослава Андреева, бывшего участник группы «Little Big». Любопытные цифры — выручка – за 2019-й более 160 млн рублей. Чистой прибыли заявлено всего 5 миллионов. А ведь от этого зависит база налогообложения. Следующие проекты – XO Life и XO Team Германа Черных. Тут – интереснее. В базе данных СПАРК, нам удалось найти информацию о полном тезке основателя реалити-шоу – Германа Александровича Черных. Совпадают – возраст и место рождения. Город Киреевск Тульской области. Ранее на Черных была зарегистрирована компания — ООО «ИКС О ЭДЖЕНСИ». Однако в декабре 2019 года — исключена из реестра: «в связи с недостоверностью сведений о юрлице». Любопытно, что среди совладельцев была украинская гражданка Мария Сенн Рокхая, тоже известный блогер. Еще нам удалось обнаружить, что Черных, судя по всему, продолжает бизнес – используя форму Индивидуальный Предприниматель. А она предполагает – более щадящее отношение со стороны контрольных органов, сниженные налоги, да и больше шансов скрыть реальные доходы. «Индивидуальный предприниматель может не иметь оформленные бухгалтерской отчетности в тех масштабах, которые делают акционерное общество, упрощенная система налогообложения .Ну и кроме того в индивидуальном предпринимательстве гораздо легче скрывать разницу между прибылью и издержками», — говорит доктор экономических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ Александр Бузгали. А между тем в набирающую обороты соцсеть пытаются «войти» с рекламой своих товаров и услуг все больше и больше компаний. Самый распространенный вид TikTok-пиара – интеграция: допустим, газировка в кадре и в хэштеге под ним. «Речь идет о деньгах немалых, понятно, дело, что все зависит от количества подписчиков у блогера, от его медийности , понятно дело, если мы говорим о Дане Милохине, о Вале Карнавал – речь идет о миллионах», — говорит генеральный директор агентства по раскрутке блогеров Станислав Кузьменко. Даня Милохин, мальчик с трудной судьбой, выросший в детдоме, но ставший звездой TikTok. Красивая история успеха, привлекательная афиша для новых адептов. Вот на видео он считает, как потратил деньги, заработанные на съемках челленджей и вайнов. «Он за 4 дня потратил 139 тысяч, за июнь! за июнь. КУДА? Захожу в расходы за май — за май Даня потратил миллион 95 тысяч! Куда?» — говорят на видео. В тиктокеры подался и его младший брат, только вот стать лидером мнений для сверстников оказалось не так уж и легко. В соцсети «звезда» не ты, а твоя маска. «Изначально шоу поставило меня в таком образе и все начали воспринимать, а было очень тяжело, честно. Люди по-другому воспринимают меня», — говорит Илья Милохин. Этот юноша даже не сразу смог вспомнит свою настоящую фамилию. А зачем, если пяти миллионам подписчиков он известен как Никита Мимимижка «В TikTok не сможешь показаться такой, какой ты есть человек. Там грустный может быть веселым, веселый грустным, глупый может быть умным. То есть непонятно, что и как», — говорит блогер. Но при этом в разговоре с директором агентства по раскрутке блогеров всплывает еще одна характерная деталь. Контракты несовершеннолетних тиктокеров с владельцами TikTok-хаусов зачастую заключаются просто на рабских, кабальных условиях. «Когда только TikTok появился, подписывались достаточно рабские контракты на 5 лет, согласно которому он не может вообще никуда уйти, а если даже такая возможность и прописана, то там гигантские отступные. Большую часть заработка себе забирает менеджмент», — говорит Станислав Кузьменко. Учредители TikTok зарегистрировали свое детище в Великобритании и Сингапуре. Российский офис тоже есть, по документам – в Москве, на Большой Якиманке. По указанному адресу расположен жилой дом без доступа для посторонних. Нам удалось выяснить: снимают офис в коворкинге – в мансарде, да и то, скорее всего, на время. Генеральным директором – в открытых базах данных указан Сергей Соколов, предположительно — бывший дипломат. Наш запрос о встрече остался без ответа. Да и многих экспертов беспокоит то, что соцсети являются слабо контролируемым сегментом интернета. Опасный контент зачастую — вне модерации. «Ряд интернет-ресурсов, социальных сетей являются иностранными, и это создает определенные трудности. Потому что у нас к сожалению до настоящего времени как такового закона, международного соглашения, регулирующего интернет-пространство», — говорит депутат Госдумы Светлана Бессараб. А ведь помимо мутных схем с уходом от налогов и явно несправедливым разделом прибыли, нельзя забывать о том, что некоторые челленджи просто опасны. Власти Италии частично ограничили работу Тик-Тока — после того, как насмотревшись роликов, погибла десятилетняя девочка, решившая всего лишь «тоже попробовать». В Индии соцсеть вообще запрещена — как «угрожающая безопасности государства». Эксперты говорят: алгоритмы ограничения неприемлемого контента пока несовершенны. «Возможности контроля в социальных сетях есть, только эта система еще до конца не готова и вот этой неготовностью системы контроля пользуются люди для распространения такого контента. Бороться с этим можно и нужно», — говорит профессор МГИМО, член Президиума совета по внешней и оборонной политике Андрей Безруков. Но беда в том, что помимо экстремистов и просто циничных дельцов, делающих деньги на всём подряд, в том же тик-токе есть контент не криминальный, но отупляющий. Крадущий время и предлагающий тем же подросткам как минимум сомнительные моральные установки. И его производителей остановить можно только родительской волей и предложением взамен более интересной альтернативы. Чтобы новые поколения не росли под постоянными «ударами TikTok».

Обратная сторона вайнов: кто и как зарабатывает на блогерах в TikTok
© ЧП Столица