Войти в почту

В соцсетях стало больше нецензурной брани после ее запрета

В первые дни февраля, когда на соцсети возложили обязанность удалять нецензурные выражения, в постах пользователей ненормативной лексики стало больше, сообщает РБК со ссылкой на подсчеты «Медиалогии».

В соцсетях стало больше нецензурной брани после ее запрета
© BFM.RU

После вступления в силу поправок в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram россияне сделали почти 650 тысяч публикаций с использованием нецензурной брани. Если сравнивать с этим же периодом прошлого года, таких публикаций было на 230 тысяч меньше. Комментирует бывший технический директор «ВКонтакте», бывший директор особых направлений Telegram Антон Розенберг:

Антон Розенберг бывший технический директор «ВКонтакте», бывший директор особых направлений Telegram «Соцсети, возможно, не стали ничего пока делать исходя из общей ситуации с российскими законами: их много принимают, не все из них обязательные к исполнению, некоторые в итоге так и не исполняются, при этом вроде как нет необходимых подзаконных актов, нет ответственности пока. Можно апеллировать к тому, что нет конкретного списка с этими словами. Мне кажется, что соцсети скорее заняли выжидательную позицию, потому что никому не хочется вызвать гнев народа, особенно в такой теме, к тому же на фоне последних протестов и недовольств. Никому не хочется собрать весь негатив на себя. Пока максимум, что грозит, это штраф 800 тысяч рублей. Наверное, для крупных соцсетей это не так уж много. Его можно оспаривать. Что касается технической возможности, какой-то подобный алгоритм сообщества «ВКонтакте» действует давно. Полностью заблокировать такие публикации невозможно, потому что есть много способов обойти запрет: поменять буквы на буквы других языков, похожие по написанию, созвучные слова, картинки. Я точно уверен, что люди найдут способ обойти этот запрет, еще и с двойной энергией будут это делать. Мне кажется, это [запрет] успехом не увенчается в любом случае».

Роскомнадзор признает, что реализовать закон на практике получится не раньше марта. Любая запретная мера вызывает ответную реакцию на нее, поэтому с матом в Сети получился явный законодательный просчет, считает декан филологического факультета Государственного института русского языка имени Пушкина Андрей Щербаков.

Андрей Щербаков декан филологического факультета Государственного института русского языка имени Пушкина​ «Если человеку запрещают материться, то он просто начинает больше совершать такие поступки. Это психологическая реакция. Вторая причина, на мой взгляд, более существенная: у нас такая жизнь, и уровень агрессии, в том числе речевой, нарастает. Речевая агрессия проявляется в оскорблениях, в употреблении нецензурной лексики. Раз у нас такие условия, такая жизнь, если уровень агрессии нарастает, то и человек начинает чаще пользоваться такими «запрещенными приемами». Есть такая шутка: скользкие дороги разрушают культуру русской речи. Социальные обстоятельства, то, что нас окружает, влияет на наше поведение, общение и речь. В плане языка запретить вообще ничего нельзя. Да, можно ввести штрафы, запретить в социальных сетях что-то написать, страницу могут закрыть. Решит ли это принципиально проблему? Не решит. Человек будет это делать в других сферах и условиях».

В феврале вступили в силу поправки в закон «Об информации». Социальные сети обязали удалять в течение суток публикации с незаконным контентом, под который попадает и нецензурная брань. Выявлять такой контент они должны сами с помощью мониторинга. Вести его должны лишь платформы, утвержденные Роскомнадзором: для этого ведомство создаст реестр, куда попадут сайты, на которых пользователи создают персональные страницы и обмениваются сообщениями и которые в сутки посещают более 500 тысяч человек, находящихся в России.