Войти в почту

Мир продолжает жить отголосками избирательной кампании в США и ее результатами. Политики, ученые, простые люди на всех уровнях достаточно активно обсуждают роль и место социальных сетей, которые заставили о себе говорить с особой силой не только в экспертной среде.

Паутина общения
© Свободная пресса

Реальный мир ощутил на себе конкретное и существенное влияние мира виртуального, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Сергей Крючков. Феномен социальных сетей стал объектом еще более пристального внимания для его изучения и влияния на все стороны общественной жизни, поведения конкретного человека, групп и сообществ.

Социальные сети – технология, не имеющая исторических аналогов по скорости распространения. Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 года, когда в США были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook .

Прошло почти двадцать лет с момента их появления, и уже примерно половина населения Земли пользуется соцсетями. Мы тратим на них в среднем два часа ежедневно: читаем и публикуем заметки, обмениваемся фото, реагируем на посты друзей.

Каждую минуту пользователи соцсетей отправляют почти полмиллиона твитов и фотографий.

В США средний пользователь Facebook проводит на этой платформе больше 50 минут в день. Соцсети позволяют облегчить установление горизонтальных связей между людьми и используются для распространения информации. Соцсети – это газета и телефон в одном флаконе.

В первые несколько лет их существования всем казалось, что соцсети имеют только плюсы. Согласно исследованиям, субъективное ощущение счастья связано с общением, и социальные сети в этом смысле оказались как раз кстати.

Кроме того, они помогают координировать коллективные действия, позволяют активнее заниматься волонтерством или политической деятельностью и даже низвергать политические режимы. Предполагалось, что это замечательное изобретение изменит мир к лучшему.

Но вскоре наступило легкое похмелье, и люди стали обращать внимание на негативные черты соцсетей. Прежде всего психологи увидели корреляцию между активностью пользования соцсетями и негативными эмоциями (вплоть до депрессии). Стали говорить о том, что соцсети – это новая аддикция. Затем пришло понимание, что они приводят и к социальным последствиям – таким, как, например, эхо-камера, когда люди перестают слушать мнение других, потому что в соцсетях находят тех, кто полностью разделяет их взгляды, и общаются только с ними. Кроме того, в последние несколько лет стал ощутимым феномен fake news – не просто недостоверных, а в каком-то смысле манипулятивных новостей, быстро распространяющихся в соцсетях и не только.

Социальные сети – это место, где мы нередко выражаем свое возмущение по поводу чего-либо – от некачественных услуг до политических проблем. Это позволяет нам выпустить пар, но превращает порой нашу ленту новостей в бесконечный поток негатива.

Стресс

В 2015 году исследователи Центра Pew Research в Вашингтоне попытались выяснить, на самом ли деле соцсети освобождают нас от негативных эмоций или, наоборот, вызывают больше стресса. Опрос, в котором приняли участие 1800 человек, показал, что женщины гораздо больше, чем мужчины, подвержены стрессу от соцсетей. Самым большим источником негатива они назвали Twitter, поскольку он постоянно напоминает о неприятных ситуациях в жизни других людей.

Twitter, однако, также выступал эффективным средством снижения последствий стресса: чем больше женщины им пользовались, тем менее напряженно себя чувствовали.

Интересно, что у мужчин такой эффект не наблюдался. По мнению исследователей, они не принимают социальные сети так близко к сердцу, как женщины.

Настроение

В 2014 году австрийские исследователи выяснили, что 20 минут, проведенные в Facebook, оставляли пользователей в худшем настроении, чем после просмотра других страниц в интернете. Очевидно, это было связано с тем, что пользование соцсетями казалось им пустой тратой времени, считают ученые.

По мнению исследователей из Калифорнийского университета, хорошее или плохое настроение способно быстро распространяться между пользователями социальных сетей.

В период с 2009-го по 2012 год ученые проанализировали эмоциональную составляющую более миллиарда статусов около 100 млн. пользователей Facebook. Анализ показал, например, что плохая погода увеличивала количество негативных сообщений на 1%. Один негативный пост, написанный кем-то во время дождя, влиял на 1,3 сообщения друзей в других городах, где погода на тот момент была солнечной.

Хорошо, что веселые сообщения имели сильное влияние. Как выяснили ученые, каждый приятный пост вдохновлял 1,75 сообщения, написанного на позитивной ноте.

Тревожность

Cоцсети влияют на общий уровень тревожности, сон и концентрацию внимания.

Исследование, опубликованное в журнале «Компьютеры и поведение человека» (Computers and Human Behaviour), установило, что у людей, которые пользуются семью и более сетями, общий уровень тревожности втрое выше, чем у пользователей 0-2 платформ.

Депрессия

Два исследования, в которых принимали участие более 700 студентов США, показали, что симптомы депрессии – плохое настроение, чувство неполноценности и отчаяние – связаны с качеством онлайн-общения. У тех, кому виртуальная коммуникация приносила преимущественно негативные эмоции, депрессивные симптомы были выше.

Среди причин, названных исследователями, были прежде всего виртуальная травля и искаженное представление о жизни других людей.

Сон

В прошлом году исследователи из Питтсбургского университета опросили 1700 человек в возрасте от 18 до 30 лет о том, как они пользуются соцсетями. Ученые обнаружили, что голубой свет, который излучают наши гаджеты, играет существенную роль в нарушении сна.

Хуже всего влияло не общее время, проведенное в сети, а частота мероприятий в ней, что свидетельствовало о «навязчивой привычке» постоянно проверять обновления.

Зависимость

Несмотря на заявления нескольких исследователей о том, что Twitter вызывает большую зависимость, чем сигареты и алкоголь, навязчивое пользование сетями не было внесено в список расстройств психического здоровья.

Однако социальные медиа меняются быстрее, чем ученые успевают их изучать.

Некоторые исследователи обращают внимание на различные типы навязчивого поведения в соцсетях.

Впрочем, если зависимость от соцсетей действительно существует, ее можно считать типом общей интернет-зависимости, которая является официально признанным расстройством.

В 2011 году ученые из Университета Ноттингема Дария Кусси и Марк Гриффитс проанализировали 43 предыдущих исследования в этой области и пришли к выводу, что зависимость от соцсетей действительно является психическим расстройством и требует профессиональной помощи.

Они обнаружили связь между чрезмерным пользованием сетями и проблемами в отношениях, худшими результатами в учебе и меньшим участием в реальном общении.

Более склонны к подобным зависимостям, как считают ученые, алкоголики, экстраверты и те, кто компенсирует сетями недостаток настоящих отношений.

Самочувствие

В исследовании, начатом в 2013 году, ученые выяснили, что чем больше времени люди проводили в Facebook, тем меньше они испытывали удовлетворение от жизни.

Впрочем, некоторые другие эксперименты обнаружили обратное. Люди с эмоциональной нестабильностью чаще пишут о своих чувствах. В результате поддержка, которую они получают онлайн, помогает им быстрее оправиться от негативного опыта. Хотя в целом этот вопрос весьма неоднозначен, соцсети хуже влияют на самочувствие людей, страдающих от социальной изоляции.

Одиночество

Исследование (опубликовано в прошлом году в «Американском журнале превентивной медицины»), в котором приняли участие 7000 человек в возрасте от 19 до 32 лет, показало, что те, кто проводит много времени в соцсетях, вдвое чаще чувствуют себя социально изолированными. Им не хватает чувства принадлежности к группе, а также взаимодействия с другими и полноценных отношений.

По мнению исследователей, у таких людей соцсети вытесняют личные отношения и заставляют их чувствовать себя одинокими.

Идеализированное представление о жизни друзей и знакомых может вызвать чувство зависти и ложное убеждение в том, что они являются более счастливыми и успешными. Такие мысли только усиливают социальную изоляцию.

И о политике

Победа Дональда Трампа в 2016-м казалась парадоксом: он потратил на предвыборную кампанию почти вдвое меньше, чем его соперница, – 429,5 млн. долл. против 897,7 млн. у Хиллари Клинтон. Самой крупной тратой у обоих кандидатов тогда стало размещение рекламы. Но если у Клинтон в числе самых крупных трат оказались транспортные расходы и зарплаты сотрудникам, то штаб Дональда Трампа сосредоточил все расходы на онлайне. Трамп сделал ставку на социальные сети. Позже один из руководителей Facebook заявил, что компания «несет ответственность» за избрание Трампа президентом США. Во время своего президентства в своих аккаунтах Трамп совмещал образ экзальтированного и резкого в выражениях главы государства с продвижением себя в качестве «обычного» человека.

Но вскоре президент понял, что недооценил силы социальных сетей, которые обеспечили ему новый виток в карьере: модераторы платформ без труда лишали его подписчиков, а также помечали его посты как фейки и опасный контент. Как и в избрании президентом Трампа, так и в завершении его каденции последней точкой в борьбе за кресло президента стала позиция социальных сетей, которые заблокировали в информпространстве Трампа.

Новый этап протестных акций уже в начале 2021 года, обострение внутриполитической ситуации в России неразрывно связано с ролью в этом процессе социальных сетей. Растерянность, повышенную нервозность и одновременно бессилие кардинально повлиять на ход событий испытали власти России, когда в ответ на задержание оппозиционера Навального в Москве сторонники последнего объявили о начале массовых акций. Именно использование социальных сетей было основным инструментом мобилизации оппозиции в акциях протеста, которые прошли 23 января. Примечателен тот факт, что именно соцсети смогли вывести на митинги десятки тысяч граждан…