Госдума приблизила возможность блокировки YouTube, Facebook и Twitter
Проект закона о блокировке сайтов за «дискриминацию российских СМИ» прошел первое чтение в Госдуме. Действие документа может затронуть такие ресурсы, как YouTube, Facebook и, например, Twitter.
Законопроект вводит в юридическую практику новое понятие: «владелец информационного ресурса, причастного к нарушениям прав и свобод граждан РФ». Ресурс может быть каким угодно — соцсеть, информационный портал, видеохостинг. К примеру, если неугодным станет YouTube, новый статус «владельца, нарушающего права и свободы» получит обладатель видеохостинга Google.
Присваивать новый статус будут генпрокурор совместно с МВД, а мерами воздействия займется Роскомнадзор, говорит один из авторов инициативы, член комитета Госдумы по информполитике, технологиям и связи Александр Ющенко.
Александр Ющенко член комитета Госдумы по информационной политике, технологиям и связи «Закон дает возможность государственным органам воздействовать на интернет-ресурсы, которые допускают абсолютно необоснованное цензурирование. Во-первых, штрафы, предупреждения, возможность замедления трафика. Самое крайнее — это блокировка. Административное воздействие, которое общепринято во всем мире».
Как заявил парламентарий, закон может даже получить обратную силу — тогда санкции смогут применяться и по тем случаям, которые произошли до принятия поправок. Например, недавно Роскомнадзор требовал от Google вернуть канал «Соловьев Live» в тренды YouTube. В тренды канал, к слову, вернулся, но если бы ситуация затянулась, после принятия нового закона корпорация Google могла бы получить штраф в три миллиона рублей. Для IT-гиганта это смешно, для ресурсов поменьше — нет, говорит руководитель практики защиты репутации адвокатского бюро «А-ПРО» Антон Воробьев.
Антон Воробьев руководитель практики защиты репутации адвокатского бюро «А-ПРО» «Подобная практика абсолютно не нормальна. Закон, ужесточающий ответственность, обратной силы никогда не имеет, но законопроект, о котором мы с вами говорим, сам по себе не вводит такой ответственности. И у правонарушений в Сети есть своя специфика: информация может быть размещена несколько лет назад, но она по-прежнему сохраняется в доступе. Исходя из практики, которой придерживается Роскомнадзор, скорее всего, после вступления в силу закона они повторно пройдут тот путь, которого придерживались предыдущие полгода. Они повторно направят свои требования, и будут исходить из того, как владельцы площадок отреагируют на их новые претензии».
Возможность блокирования в России таких крупных ресурсов, как YouTube, Twitter или Facebook, вызывает серьезные сомнения. Еще свежа в памяти история с куда более скромным игроком — мессенджером Telegram, войну с которым Роскомнадзор проиграл. Но даже неполноценные блокировки приводят к оттоку аудитории, напоминает гендиректор компании «Элефус» Павел Кириллов.
Павел Кириллов генеральный директор компании «Элефус» «Роскомнадзор составляет список сайтов, которые надо заблокировать и рассылает их по провайдерам. Недостатком этого метода является то, что сайт может поменять свой IP-адрес, чтобы стать снова доступным. Как мы понимаем, Google и Microsoft являются очень крупными игроками, для них важен образ законопослушных компаний. Например, принадлежащий Microsoft сайт LinkedIn в России заблокировали. В результате аудитория сильно упала. В Китае YouTube не работает уже десять лет. Если государство настроено серьезно, то оно может если не заблокировать, то сильно повлиять на сокращение аудитории ресурса».
Как ранее пояснял другой разработчик проекта, глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн, закон касается всех ресурсов, независимо от места их регистрации, но их контент должен быть на русском языке и ориентирован на граждан России. При этом блокировку того же YouTube он признал крайней и малореализуемой мерой.